Библиография японского авангардного танца.

9 November 2019

В последние несколько десятилетий по всей территории США тихо распространяется странное танцевальное движение. Форма авангардного танца буто, зародившегося в Японии в 1959 году, началась как реакция на западное влияние в японской культуре после Второй мировой войны.

От крупных городов до небольших общин, эта танцевальная форма имеет своих поклонников в США, которые привлекают учеников любого происхождения. Его влияние пронизывает многие жанры, включая искусство, архитектуру, музыку и психологию.

Художники выступают во многих городах США, включая очевидные крупные центры искусств в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго, а также в небольших городах, таких как Эшвилль, Северная Каролина и Ривер-Хиллз, штат Висконсин. Найти поблизости бутохудожника легко в Интернете, у многих есть блоги или веб-сайты, предоставляющие информацию о предстоящих выступлениях или семинарах.

Всемирно известная буто-компания Sankai Juku раз в два года гастролирует в США. Эйко и Кома, которые учились у одного из основателей буто, живут в Нью-Йорке, преподают в различных американских колледжах и выступают на открытых площадках, в театрах, музеях и галереях. Несмотря на растущую популярность, существует несколько колледжей, предлагающих семинары или курсы по бутоху, и нет ни одного аннотированного научного библиографического справочника.

История вопроса.

Компания Butoh была основана Тацуми Хидзиката и Казуо Оно в конце 1950-х годов в Японии. В переводе с японского бутох означает танцевальный шаг. Как и Кабуки и Но, бутох явно японский по происхождению, но он отходит от более традиционных форм, используя гротескные образы и среду для изучения запретных тем.

Действительно, первое выступление (Запретные цвета) в 1959 году вызвало такое возмущение, что ходили слухи, что Тацуми Хидзиката был запрещен к выступлению на будущих фестивалях танцев. В то время как запрет Хидзикаты, возможно, не позволил бутоху стать хорошо известным в Японии, Хидзиката выращивала преданных, некоторые из которых мигрировали в Европу и США, а затем распространили интерес к танцевальной форме.

Буто Хидзиката, первоначально называвшийся Анкоку-Бутох, означает танец тьмы. Его тематика в основном касалась японского фольклора, политики и культурных табу в японском обществе, таких как деформация, болезни и гомосексуализм. В то время как Хидзиката был первым исполнителем бутоха, сотрудничество с Казу Оно было очевидным с самого начала - это был собственный сын Оно, который был маленьким мальчиком в Запретных Цветах.

Казуо Оно не мог быть иным с точки зрения своего взгляда на жизнь и выражения движения бутонов. Там, где Хидзиката была крайне антизападной, отказываясь выступать за пределами Японии или обучать иностранцев, Оно обнял Запад . Он был христианином, преподавал не японский язык.

Оно выступал в США до 101 года. Самое известное выступление Оно, Любуясь Аргентиной, было данью уважения испанской танцовщице Антонии Мерсе, чье выступление вдохновило его стать танцором, и это произведение было поставлено Хиджикатой. Дихотомия между Хидзикатой и выражением движения Оно (нежность/зрелище/частный опыт) до сих пор отражается в сегодняшних представлениях бутоха. По своей сути, буто - это в высшей степени концептуально.

Как правило, он характеризуется белой краской для тела, искаженной мимикой лица и гиперконтролируемыми или крайне медленными движениями. Первоначально белая краска для тела использовалась для символизации умерших, но современные исполнители могут использовать ее как способ маскировки индивидуальности и поощрения зрителей рассматривать тело как чистый лист или архетип. Так же часто танцоры выступают полуголыми и/или с бритыми головами, как и в одежде и с волосами.

Музыка, звук и изображения могут сопровождать или не сопровождать представление, а когда оно происходит, часто оно кажется несочетаемым с движениями. Использование крайне медленных движений и несогласованной музыки привлекает внимание зрителей к времени и негативному пространству, что так же важно, как и движение танцора. Что отличает бутох от других танцевальных форм, таких как современный и балетный, так это отсутствие формального стиля или техники, которые можно было бы кодифицировать, что затрудняет определение (и изучение) формы.

При изучении современной танцевальной техники обучается техника движения, например, Марта Грэм изучает такие приемы, как контракт/освобождение, падение и выздоровление. В случае с буто, танцоры используют изображения, чтобы помочь им направлять свои движения, но нет никакой меры, как это движение должно быть реализовано. Сигналы на снимки так же различны, как и сигналы, получаемые от людей, обучающих и изучающих их. Несмотря на то, что зрители могут подумать, спектакли редко импровизируются.

Танцоры буто учатся хореографии, но они не обязаны исполнять ее точно так же, как другие члены ансамбля. Поскольку она не поддается определению, а ее исполнители смешивают и сопоставляют качества в соответствии со своей индивидуальностью, только когда художник или группа идентифицирует себя как бутох, аудитория может быть уверена, что то, что она видит, является бутохом.

Подход.

Откуда можно судить, что хорошо, а что плохо, а кто - авторитетный источник. Нелегко создать коллекцию, основанную на том, как можно собрать коллекцию для современных танцевальных стандартов. Нет никаких форм или методов, которые можно было бы передать учащимся. Среди практикующих врачей существуют разногласия по поводу того, что это такое и кто является хорошим.

Существует немного книг на английском языке на эту тему, и большинство из них повторяют друг друга, поэтому определение того, что является достойной покупкой или ресурсом, может занять много времени.

Также заманчиво, что разработчики коллекции покупают все, что публикуется на английском языке, потому что коллекция очень маленькая, но это было бы ошибкой. Сложно найти качественные видеоматериалы об основателях группы, на которые может уйти значительная часть бюджета, но видеозаписи захватывают движение, чего не хватает в тексте.

Вывод:

Пункты этой библиографии представляют интерес для академических и исследовательских библиотек, имеющих программу по исполнительскому искусству или коллекцию азиатских исследований. Коллекции бутох довольно малы и управляемы, что делает их удобными для библиотек с небольшим бюджетом или для подачи заявок на получение небольших грантов.