дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Что такое познание?

9 November 2019

За последнее десятилетие или около того, когнитивные науки и когнитивные подходы переживают значительный подъем.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-3168269/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-3168269/

Этот рост обусловлен, в частности, группировкой вокруг проблемы познания научных дисциплин, которые уже были явно заинтересованы в ней, и тех, кто подошел к ней косвенно.

Эта группа породила междисциплинарные подходы, такие как, например, подходы в области лингвистики и информатики.

Однако, современные когнитивные науки - это не более чем разнородный набор дисциплин.

Все дисциплины, которые касаются функционирования нервной системы на молекулярном или нейронном уровне, или функции человеческого мозга в его деятельности абстракции и мышления (язык, логика), с самого начала были объединены в этой новой области научных исследований.

Другие дисциплины участвуют в этой группировке, что естественно расширяет их проблемы. Так обстоит дело с этиологией, хотя ее место в качестве когнитивной науки еще далеко не принято.

Эта разнородная коллекция дисциплин в том виде, в каком она была первоначально создана, подчеркивает, в частности, два расхождения. Первое касается антропоцентрического значения понятия познания: познание, прямо или косвенно, будет принадлежать человеку. Второе расхождение - это расхождение между нейробиологией, например, на молекулярном и клеточном уровнях, и психологией, которая изучает высокоинтегрированные аспекты этой нейронной активности.

Эти два расхождения, которые фактически являются пробелами, можно преодолеть, с одной стороны, путем изучения идентичных явлений на различных, все более сложных уровнях интеграции и, с другой стороны, с помощью эволюционной парадигмы.

Именно этого способна достичь этиология. Действительно, естественный порядок основан на усложнении структуры живых существ, в частности, нервной системы.

Место человека на вершине этой гаммы определяется его степенью цефализации, мозговой обработкой, естественным отбором, только проведением переустройства молекулярной аранжировки.

Но человек, хотя и находится на вершине этого масштаба естественного порядка, тем не менее остается продуктом эволюции, что в то же время ставит под сомнение априори предположение о том, что в человеке будет только познание.

Ученые напоминают, что нежелание приписывать ум животным основано на культурных предрассудках, присущих западной цивилизации, в частности, японцы имеют иное представление о месте животного по сравнению с местом человека. Всегда полезно уточнить семантическое поле обсуждаемых понятий. Предварительное определение дает возможность почувствовать неизбежные предубеждения.

https://pixabay.com/ru/vectors/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0-4271251/
https://pixabay.com/ru/vectors/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0-4271251/

Это также позволяет поставить под сомнение иллюзорный неявный консенсус, который, в конечном счете достигается между специалистами в одной и той же дисциплине.

При возникновении междисциплинарного диалога как никогда ранее необходима осторожность в определении семантического поля обсуждаемой концепции (концепций), хотя зачастую это нелегко и не вполне удовлетворительно. Ученые утверждают, что не существует стандартного научного определения познания.

Кроме того, считается, что познание - это одно из тех понятий, значения которых многочисленны, неоднозначны, неточны, нестабильны, сомнительны, подвержены переосмыслению и переопределению и т.д.

В некоторых словарях уточняется, что термин познание возник в 14 веке. Но уже Аристотель определил основные характеристики того, что можно было бы назвать познанием, поставив себя в сравнительную или даже эволюционную перспективу.

В любом случае, животные, кроме человека, живут, сводясь к образам и воспоминаниям, они лишь слабо участвуют в эмпирических знаниях, в то время как человеческая раса поднимается к искусству и рассуждениям.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D1%80-1172718/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D1%80-1172718/

Именно по памяти приходит опыт для мужчин. Таким образом, Аристотель подчеркнул роль восприятия и памяти в приобретении знаний, к которым до сих пор относится нынешняя концепция, увязывая с ней способность приобретать эти знания. Вместо того чтобы исходить из презумпции желания дать определение познанию, ученые предложили оперативную делимитацию понятия познания.

Понятие оперативности понимается как применение концепции познания ко всему животному миру, т.е. к де-спецификации понятия человеком. Познание, как оно определено выше, включает, помимо прочего, деятельность по обработке информации, будь то логическая или нет.

Рассматривая человека в его эволюционном организме, факты и экспериментальные данные могут показать не только когнитивные процессы, но и, что еще важнее, модуляцию этих процессов в соответствии с гормональными или развивающими переменными.

Этиология, несомненно, занимает свое место в когнитивных науках. Ученые показали, что это вклад на концептуальном, методологическом, экспериментальном и эпистемологическом уровнях незаменим.