Если вы когда-нибудь окажетесь в тайге или в тундре, то скорее всего столкнетесь там с гусеничным вездеходом, похожим на танк. Это отличный транспорт для оторванных от цивилизации краев, где нет дорог. Но что вы будете делать, если этот танк вас подведет? Отправляясь в экспедиции, нужно быть готовым ко всему, поэтому сегодня я вам на личном опыте расскажу, как грамотно обуть гусеничный вездеход в полевых условиях, если вы его предварительно безграмотно разули.
Встречайте: легендарный монстр советского вездеходостроения ГАЗ-34039 (частично модифицированный ГАЗ-71)! Разработан конструкторским бюро ОАО «ГАЗ», серийно производится в наши дни на ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей». На данном экземпляре установлен тентованный кунг и турбированный дизель Д-245. К борьбе с полным бездорожьем готов. Осталось найти для него это бездорожье.
Первым делом необходимо забраться подальше от людей, дорог и прочей цивилизации. Предпочтительно в дикие земли на севере нашей страны. Мы для этого забрались на север республики Саха, или как её называют русские, республики Якутия. Общий вид местности должен выглядеть красиво и не должен иметь признаков присутствия человека.
Для того, чтобы получение нового опыта прошло успешно, необходимо съехать с долины манящего прохладой ручейка и забраться поглубже в лесотундру, где много мха и с оттайки образуются повсеместно небольшие болотца. На вездеходе нужно как следует разогнаться и, в попытке сэкономить время и силы на крутом повороте, устроить подобие "полицейского разворота", застопорив одну гусеницу рычагом. Вездеход сильно удивится, резко крутанется на одном месте и замрет на лесной полянке, элегантно сбросив застопоренную гуску целиком.
Готово! Вы разулись! Можно приступать к обувке!
Для ремонта вездеходного шасси и монтажа траков в гуску вам потребуется:
1. Вездеход на гусеничном ходу - 2 штуки. Один мы будем ломать, а второй сгодится для хорошего фона.
2. Трезвый механик/вездеходчик - 1 штука. С двумя дело пойдет быстрее, но в таком случае необходимо предварительно изъять у них весь спирт.
3. Фотограф для импринтинга момента, который вершит историю - 1 штука. Необходимый инструмент для написания данной статьи.
4. Кучка геологов, мешающих ремонту вездеходчиков и вечно лезущих в кадр к фотографу - от 3 штук. Лучше больше - могут понадобиться для экстренного выталкивания бронетехники из болота.
5. Ящик с инструментами или прямые руки - 1 штука. На выбор. Наличие обоих ингредиентов исключит возможность инцидента.
Теперь нужно достать из заветного ящика, который мы выбрали, большой гаечный ключ и попытаться ослабить гайку, которая опускает каток-ленивец, для уменьшения натяжения гусеницы. При этом нужно тихо бормотать матерные слова в адрес прокладки между рычагами и сиденьем.
Далее нужно перерыть полвездехода, чтобы достать заранее для таких случаев припасенную паяльную лампу. Сей агрегат будет необходим для разрыва целиком слетевшей гусеницы. Последняя состоит из гребневых траков с грунтозацепами, которые соединены между собой пальцами. Палец представляет из себя металлический стержень с надетым поверх него резиновым уплотнителем, чтобы при нахождении пальца в подвижной связке траков он оттуда не выскакивал. Резиновые втулки одноразовые, и если они стерлись, то в полевых условиях палец выбрасывается. Но чтобы разъединить траки с обрезиненными пальцами, нужно долго и нудно выжигать паяльником эту резиновую втулку внутри трака. Параллельно можно устроить перекур свободной рукой.
Остальным сочувствующим и к ним примкнувшим полагается глазеть на это священное действо, поплевывая семечками и травя анекдоты. Через некоторое время резинка внутри трака прогорит, и механик, матерясь на обожженные руки, будет нервно вытаскивать палец и расцеплять гусеницу.
Теперь нужно надыбить где-то один длинный металлический штырь подходящего под проушины траков диаметра, чтобы воткнув его в трак, развернуть гусеницу внутренней стороной наружу. Вроде бы проблем с этим быть не должно, но надо учитывать сколько сотен килограмм весит одна гусеница, а также способность гуски ломать попавшие между траков пальчики. Так что сие действо весьма ответственное.
Не забыв удачно разместить второй заранее сломанный вездеход на заднем плане, продолжать раскладывать гусеницу всем отрядом. Наконец то здесь задействуются ранее плевавшиеся семечками геологи. Сделав напряженное выражение лица, необходимо рьяно бросится за работу, дабы потом быть полноправным участником ремонта.
Как бы на всякий случай запалив костер на заднем плане, попытаться не уронить себе на ногу эту здоровенную стальную змею во время укладки на землю. Самым хитрым самоотверженно держаться за проушины траков, создавая имитацию бурной рабочей деятельности.
Теперь тем, кто филонил - продолжать укладку рельсов на шпалы, а самым ударным работникам - заслуженный перекур на бревнышке у теплого костра.
Железную змею необходимо развернуть внутренней стороной вверх и выложить ее перед всеми катками так, чтобы конец гусеницы находился приблизительно под последним катком. Главному вездеходчику произвести контрольный осмотр качества выложенной гусеницы, и одобрительно причмокнув, залезть на водительское место. Буркнуть себе что то под нос, потереть ладони и схватиться за рычаги.
Самому успешному укладчику гусениц представляется также возможность контролировать точность наезда катков вездехода на внутренние гребни траков, и в случае отклонения от заданной траектории немедленно сообщать об этом вездеходчику. В случае временной нетрудоспособности ударника труда по причине его усталости, назначить на эту должность второго по ударности геолога.
Далее вездеходчику медленно и ответственно наезжать катками на гусеницу, а геологам продолжать на это смотреть и плеваться семечками, если остались. Самые смелые могут сказать что-нибудь вездеходчику под руку в этот момент. Верх мастерства будет заключаться в том, чтобы не пострадала ни одна лиственница.
После удачного завершения наезда на гусеницу необходимо начать непосредственно саму обувку - натянуть задний разложенный конец гуски поверх катков. В этом случае снова понадобится набор геологов и прочих интересующихся возвращением домой личностей. Надо беречь пальцы - у вездехода их много, а у вас всего десять.
Для затаскивания гуски наверх снова потребуется металлический дрын, с помощью которого гусеницу ранее раскладывали. Процесс длительный и тяжелый, во время которого производятся перекуры основных затаскивателей. Вездеходчик обязан внимательно бдить точность постановки гусеницы, дабы не начинать весь процесс сначала.
Теперь после произведенных действий вездеход должен постепенно принимать вид рабочей машины. Осталась буквально пара взмахов кистью. Или кувалдой. Однако лиственница пострадала. Но ничего, их много и они в тельняшках.
Натянув гусеницу сверху, нужно свести оба ее конца в промежутке между звездочкой и землей, то есть в месте провисания. Чтобы процесс соединения проходил с минимальными усилиями, надо еще раз перерыть весь вездеход, чтобы найти резервный трак. Он понадобится для соединения двух концов гусеницы. Чтобы не потерять временно вставленный трак, он должен быть ржавым и грязным. Закрепить его в гуске можно с помощью старых необрезиненых пальцев. Делается это вручную с помощью кувалды и такой то матери.
Для фиксации временного трака в гусенице паре рабочих рук, помимо своих и железных пальцев, понадобится также целкость, точность и отсутствие тремора. Запечатлеватель данного процесса должен временно принять тремор рук на себя.
После соединения гусеницы вездеходчику нужно чуть-чуть поддать газку, чтобы гуска сверху натянулась. Далее фотографу полагается перекур, поэтому иллюстрации к процессу демонтажа временного трака отсутствуют. Далее следует подогнать два вновь разъединенных конца гусеницы трак к траку так, чтобы было удобно забивать палец в проушину. Закрепить всю конструкцию снаружи траков монтировкой.
И с этого момента необходимо начать священнодейство. Осталось забить один лишь палец и гуска будет готова к новым свершениям. Так как вставляемый палец нужно установить всерьез и надолго, он должен иметь ту самую специальную обрезинку вокруг для уменьшения вибрации и износа всей конструкции. Нужно достать заранее припасенную канистру с моторным маслом (можно отработанным), и нежными поступательными движениями руки натереть обрезиненый палец на всю его длину. Происходить это действо должно в тишине, нарушение которой является кощунством.
Палец в резинке, истекающий маслом, полагается вставить в совмещенные отверстия крайних траков до конца. Сделать это можно двумя этапами. Первый - это на удачу попытаться забить его кувалдой. Но это маловероятно ввиду все тех же виброгасящих свойств обрезинки. Поэтому самому успешному геологу по результатам предыдущих испытаний доверяется сделать первый удар. Вездеход вздрогнет и загудит, но как ни будет стараться забивающий, палец так и останется торчать из гуски на половину.
А далее из того заветного ящичка с инструментами извлекается специальный червячный механизм, который настолько древний, что названия его никто и не упомнит. Но ценность его от того ни сколько не умаляется. Необходим он тут, чтобы победить силой богатырской палец обрезиненый. Для этого его нужно упереть изнутри гусеницы в трак, а снаружи - в палец. И цикличными поступательно-возвращательными движениями торчащего перпендикулярно пальцу дрына медленно, но верно задавить таки палец в гуску.
В процессе задавливания пальца в рабочее положение, предусмотрен один перекур. Если хитроумный пальцеустанавливающий инструмент будет требовать текущего ремонта, то перекуров возможно два. Работу выполняют 2 человека, остальные плюются семечками. Если последние кончились, то всем разбрестись по полянке, с умным видом пиная кирзачами камушки. Особо пытливым попытаться понять состав камушков и возможное наличие в нем полезных ископаемых.
И в качестве завершающего штриха необходимо совершить действие, обратное описанному в начале - затянуть гаечку, поднимающую ленивец для натяжения гусеницы. При этом нужно также бормотать матерные слова себе под нос, но только уже с радостной интонацией. Остальные перестают искать дрова для костра и постройки шалаша, и собираются вокруг вездехода.
Готово! Машина на ходу и готова к дальнейшим покорениям северных просторов.
А перед сплотившим всех нас вездеходом расстилаются кочкарники, курумники и иногда дороги. Но дороги не в привычном всем нам понимании, а в виде направлений и небольших ориентированных водных преград. Поэтому дам еще один совет: внимательней смотрите на местность, где будете разувать вездеход, иначе вам может повезти ремонтировать его стоя по колено в холодной жиже!
Постскриптум. Данный пост ставит своей целью показать вам, как справляться с некоторыми вездеходными поломками, а также немного поугарать над попадающими в смешные ситуации, но ни коим образом не пытается задеть тонкую натуру вездеходчиков, механиков и геологов!
Если вам нравится читать про такие приключения, то подписывайтесь на мой канал Настоящие путешествия по России!
Автор всех фото и текстов в этом блоге: Кирилл Уютнов.