дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Сеть значений и педагоги

9 November 2019
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/02/09/16/59/student-2052868_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/02/09/16/59/student-2052868_960_720.jpg

Подготовка отчетов о результатах исследований всегда является задачей, которая ставит под сомнение способность автора определять и устанавливать приоритетность результатов, руководствуясь целями исследования. Однако соображения отчетности, связанные с практикой, являются более сложными, поскольку исследователь должен сузить круг важных элементов, рассматриваемых глазами тех, кто пережил этот опыт и кто является взаимосвязанными, равными частями этого процесса. Выявленные здесь дискуссии основывались на анализе систематизированной практики пяти психологов в области образования и изучении теоретической перспективы Сети значений как методологической основы для понимания человеческого развития и структурирования действий в направлении этого развития в школьном контексте.

Психология образования и ее вызовы

Педагогическая психология как область изучения и фокус психологических исследований является относительно новым явлением, которое растет и широко обсуждается во всем мире в связи с его потенциальным вкладом в образовательный контекст. Однако, несмотря на усилия по распространению результатов исследований и накопленных знаний на местах, трудности с определением результатов в школьной практике и образовательной политике сохраняются. Педагогическая психология чаще признается в исследованиях, непосредственно связанных со здоровьем и образованием учителей в школьном контексте. Таким образом, данное исследование призвано внести вклад в педагогическую практику путем анализа роли педагога-психолога в школьном пространстве и укрепления потенциала этой практики с помощью критического педагогического подхода.

Сеть значений как теоретическая основа для понимания развития человека и формирования психолога в области образования

Столкнувшись с проблемами понимания сложностей человеческого развития в контексте детских садов, группа исследователей структурировала Сеть значений RedSig - теоретическую/методическую основу, которая позволит им справиться с многочисленными и динамичными элементами, присутствующими в этих явлениях. Основываясь на социально-исторической перспективе, перспектива устанавливает диалог между теоретиками, который вносит в дискуссию ссылки, способные дополнить и усилить обзор исследования человеческого развития.

Но что такое Сеть значений? RedSig, с теоретико-методологической точки зрения, характеризуется как инструмент, способный помочь построению исследовательских процедур в понимании процесса человеческого развития. Сеть значений предлагает понимание процесса человеческого развития, работая в качестве линзы для исследователей в этой области при разработке своих исследований. Поэтому Сеть значений априори и сама по себе не определяет конкретный метод исследования или действия, а выступает в качестве посредника при рассмотрении вопросов человеческого развития, помогая нам расширять возможности для понимания этого явления и доступа к нему. Теоретической основой построения Сети значений является биоэкологическая теория развития и системный характер понимания социальных отношений; понятие сложности; культурно-историческая теория с особым акцентом на диалектическую и диалогическую концепцию. В каждой из этих теорий найдены точки, структурирующие представление о процессах и/или сетях, которые позволяют переплетающимся элементам составить способ взгляда на явление развития. Такой взгляд ищет понимание сложностей, связанных с такими процессами человеческого развития, охватывая весь комплекс противоречий, динамики и влияния.

Исследование

Данное исследование является результатом особого рефлексивного процесса, проведенного группой из пяти педагогов-психологов о своей практике в области школьного образования. Эта группа специалистов входит в состав преподавательского состава одной из учебных школ в одном из федеральных университетов Бразилии (государственные учреждения). Процесс рефлексии возник в связи с необходимостью реорганизации деятельности и методологии работы психологопедагогического факультета этого факультета. Эта реорганизация потребовала, чтобы группа задумалась о собственной деятельности и роли педагогов-психологии в начальной школе.

Участники

В семинаре приняли участие пять педагогов-психологов, которые являются преподавателями одной из учебных школ в одном из федеральных университетов Бразилии. Они работают на постоянной основе в качестве педагогов-психологов и отвечают за сопровождение 1000 учащихся от дошкольного образования до 9-го класса начальной школы. Кроме того, они отвечают за обучение/подготовку студентов-психологов, проходящих практику и стажировку.

Контекст

Учебное заведение, в котором были построены данные, характеризуется как Специальное подразделение Федерального университета в Бразилии. Преподаватели этой школы входят в штат университета и отвечают за чтение лекций по начальному образованию и контроль за деятельностью студентов старших курсов. Кафедру психологии образования составляют пять педагогов (психологов с высшим образованием и педагогической подготовкой), каждый из которых отвечает за сектор школы, гарантируя всем учащимся необходимую помощь.

Данные

Каждый из пяти психологов зарегистрировал свои индивидуальные потребности, действия и теории, которые поддерживали методологию их работы. Участники также наблюдали за практикой друг друга, и на регулярных еженедельных совещаниях обсуждались сделанные в ходе этого процесса заметки с мест. Исходя из этого процесса, было сочтено, что личные заметки одного из компонентов группы подкрепляют представленные здесь дискуссии. Поэтому в качестве данных используются материалы, полученные из полевых записей наблюдений и письменных отчетов об обсуждениях, проведенных в ходе заседаний. Важно отметить, что исследователь лично создал эти материалы, которые группа психологов может свободно использовать по своему усмотрению, так как все записи имеются в школьной книжке учета.

Анализ

Принимая во внимание текущую задачу группы по размышлению, процедуры выполнялись в соответствии со следующими шагами:

  1. Классификация данных на основе потребностей, выявленных в ходе работы специалистов;
  2. анализ категорий в различных теоретических аспектах;
  3. разработка методологии, которая могла бы систематизировать и помочь в установлении приоритетов потребностей и, следовательно, в определении направлений деятельности специалистов.

Во время категоризации применялся простой и стандартный анализ содержания. Каждое требование было описано и собрано в категории, в соответствии с которыми оно было направлено (учащийся, родители, учителя или руководители школы). С описанием потребностей каждой школы и их категоризацией, можно было получить представление о характере работы психологопедагогического факультета в данной конкретной школе.

В процессе категоризации удалось установить, что в этой конкретной школе требования группы в основном распределены по четырем областям:

  • Действия, требующие непосредственного взаимодействия с детьми: оценка когнитивных способностей; действия, связанные с дисциплинарными вопросами и насилием в школе; действия, связанные со здоровьем и психологическими проблемами - оценка и ориентация; коллективные действия по решению проблем взаимоотношений между учащимися в классе;
  • действия, которые требуют взаимодействия между учителями: помощь в разработке педагогического планирования для детей с особыми потребностями; ориентация на разработку мер вмешательства в связи с дисциплинарными проблемами; забота о личных вопросах учителя (предоставление рекомендаций по дальнейшему лечению);
  • действия, требующие взаимодействия с родителями: обратная связь о развитии детей в школе; внимание на семейные проблемы, которые могут повлиять на школьную жизнь учащегося; посредничество между семьей и учителями/семьейным и школьным руководством и семьями, когда у детей возникают проблемы друг с другом в школе;
  • действия, которые требуют взаимодействия с руководством школы: помощь в обеспечении непрерывного обучения учителей по конкретным темам, связанным с развитием человека или другими аспектами психологии; помощь в организации и координации работы школьных департаментов, которая также включает помощь в организации работы других педагогических служб.

Результаты

Подход RedSig способствует определению некоторых следственных путей, объекта и инструмента, с помощью которого эта практика может быть структурирована и реализована. Другими словами, роль психолога признается в том, что он регулярно проводит критические дискуссии в школе, пытаясь предотвратить дискриминационные процессы и внести свой вклад в построение демократической, светской и качественной школы. Однако этот критический/политический взгляд не является привилегией исключительно для специалиста-психолога, другие знания или области науки могут выполнять эту роль, иногда в созерцательном ключе, как, например, философия или антропология. В диалоге с Сетью значений становится очевидным, что психология образования играет более конкретную роль и вносит важный вклад, предоставляя более глубокий взгляд на человеческое развитие и процессы построения смысла, происходящие в этом пространстве.