171,4K подписчиков

География гастролей Владимира Семеновича Высоцкого.

4,1K прочитали
 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.

«Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова. Пел на полях гигантских стадионов, в комнатах, в подвалах, на чердаках – где угодно, это не имеет значения. Больше всего я ценю прямой контакт со слушателями»

В.С. Высоцкий.

Масштаб личности Высоцкого не поддается разумному объяснению. Да, в общем-то, для творца и не нужны никакие объяснения. На мой взгляд, тех вершин популярности коих достиг Высоцкий так никто больше и не сумел достичь. Это действительно культовая фигура для нашей музыкальной истории. Изначально я собирался написать материал о всех наших людях с акустическими гитарами, но в итоге понял, что размах Высоцкого затмит остальных. Опять же я не хочу спекулировать именем Высоцкого и привлекать с его помощью внимание к фигурам Холкина или Башлачева. Поэтому решил сделать про него отдельный пост. О других же акустических музыкантах материал будет позже.

Переписывать его биографию не буду. Благо про него хватает и документальных фильмов и книг. Единственное, что отмечу, так это то, что он, на мой взгляд, и был рок звездой советского образца. Не по музыке, а именно по образу жизни. Самолеты, бесконечные гастроли, поездки не только по СССР, но и по заграничным местам. Деньги опять же у него водились, то есть человек не был вынужден жить в нищете. В общем, персона очень любопытная. При этом залы он собирал лишь с одной акустической гитарой. Настоящий феномен Советского Союза. И феноменом, на мой взгляд, он стал как раз, потому что играл везде. Именно поэтому пост я и начал с его цитаты.
Первые концерты в его биографии датируются 1958 годом. И это была двадцатидневная поездка по Павлодарской области Казахстана. Концерты были со студентами школы-студии МХАТ.

С ними же он гастролировал в 1959 году по Подмосковью. Однако это был еще не тот Высоцкий, которого позже узнала вся огромная страна. Тут интересен сам факт, по каким местам начинал выступать Владимир Семенович. Колхозы, совхозы и театральная самодеятельность. Первые его песни датируются 1961 годом. Полноценные же гастроли как исполнителя у него начались к 1964 году. В такие дальние дали я решил не лезть. А начну с конца 60-х. Заглавный же снимок и вовсе сделан в 1979 году в Пицунде. Нравится мне он на нём. Но отмотаем немного плёнку и окажемся в Самаре в 1967 году. Глядите, какой размах!

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-2

К концу 60-х Высоцкий успел объехать немало городов нашей необъятной страны. Выберу лишь небольшую часть в сухих словах. Томск, Колпашево, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск, Рубцовск, Свердловск. Севастополь, Алма-Ата, Караганда, Чимкент, Одесса, Ялта, Гродно, Минск. Естественно игрались концерты неоднократно в Москве, Ленинграде и прилегающих областях. При этом регулярно делалось по несколько концертов в одном городе. В том же Куйбышеве, откуда фото выше, было 5 концертов за два дня. Удивительная трудоспособность.

В Архангельске в 1968 году Высоцкий отыграл около 8 концертов. Часть из них были в воинских частях. Фото, правда, из какого-то ДК.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-3

Это уже Чимкент 1970. Опять несколько концертов в день. Днём он играет в филармонии, вечером центральном парке.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-4

Владивосток 1971.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-5

Киев того же года.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-6

Алма-Ата 1973 год. Позади гастроли в Кишиневе, Ереване, Ташкенте, окрестных колхозах и еще десятках городов вроде Тамбова, Магадана, Сухуми, Пицунды и многих других. Кстати Валерия Золотухина и Нину Шацкую все признали тут? Это они все вместе сидят в гостях после выступлений. Забавно, что под этой фотографией разгорелись дебаты по поводу майки. Люди ж просто сидят и отдыхают. Это сейчас фотография стала историей, а тогда обычный день из жизни необычных людей. 

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-7

Это Горловка того же года. Серия концертов в Донбассе. Донецк, Макеевка, Константиновка, Мариуполь. Площадки от ДК, до аудиторий ПТУ.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-8

Выступление на теплоходе «Шота-Руставели». 1973 год. Как я понимаю, это был круиз, и тогда же были заходы в Сухуми и Пицунду. Где в свою очередь Высоцкий тоже играл.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-9

Новокузнецк 1973 год. 16 концертов в течение нескольких дней. При этом в соседнем Кемерово Владимир Семёнович вообще ни разу не выступал за свою карьеру. 

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-10

Выступление в одной из воинских частей Будапешта в 1974 году. Из ближней заграницы к тому времени Высоцкий еще успел побывать в Варшаве. Позже отправится в Белград.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-11

Набережные Челны 1974 год. Литейный завод КАМАЗа.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-12

Вроде как Нижнекамск в том же году. 

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-13

А это уже Рига. Выступление кстати было в одной из школ.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-14

София. 1975 год. Там он, судя по всему, оказался с актёрами «Театра на Таганке», но несколько концертов отыграл и для друзей.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-15

Лондон 1975. Вот это было для меня открытием, что он там вообще бывал.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-16

Ростов-на-Дону. Год тот же. В том же году он еще играл в Ашхабаде, Череповце, Кременчуге, Волгодонске, Азове.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-17

Выступление на теплоходе «Белоруссия». Это не по Волге поход. Это целый африканский вояж. Вот тут можно почитать, ну и заодно отметить, что Высоцкий был тот еще турист.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-18

1976 год. На фоне Байкала. Бывал Высоцкий и там.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-19

Примечательно, что в Иркутской области Высоцкий играл в нескольких посёлках. Вот, к примеру, фото из Хомолхо.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-20

А это Владимир Семенович улетает оттуда. Играл он для старателей. Западные рок звезды, конечно, рассекали на самолетах, но многие ли из них катались на вертолетах на собственные концерты?

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-21

Отличная фотография на станции Зима. Катался Высоцкий и на поездах.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-22

Фото из Ивантеевки. Вообще по Подмосковью Высоцкий регулярно давал концерты. Были в его географии и Дубна, и Мытищи, и Обнинск, и Фрязино, и Фрязево. Последние два многие часто путают.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-23

А это фотография того же года из Нью-Йорка. Высоцкий и Бродский.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-24

В Монреале.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-25

Канада. На Великих озерах. Вообще фантастика конечно в плане перемещений. Коломна, Киев, Севастополь, Пенза, Париж, затем Нью-Йорк с Канадой и затем Ташкент, Минск и еще десятки мест.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-26

Марокко. Рабат. Это из того круиза на который выше есть ссылка.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-27

А это Сан-Франциско.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-28

Знаменитое фото из Лос-Анджелеса. Милош Форман и Высоцкий.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-29

А это уже дома в Москве Владимир Семёнович. Отдыхает.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-30

Воинская часть города Чехов. 1977 год.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-31

Очередной тур по Востоку Украины. Горловка.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-32

Донецк 1977. Отыграв десяток концертов там, Владимир Семёнович выступил и в Горловке и в Макеевке, а затем улетел в Мехико, ну а после и в Ля Курнёв (Франция).

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-33

Это Казань того же года, перед этим был Ташкент, а после будет вновь Париж и Москва.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-34

Это предположительно Ташкент, хотя в других источниках пишут, что Казань.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-35

Еще один снимок с Милошем Форманом.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-36

Брест 1978 год.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-37

А это Владимир Семенович в окрестностях Нью-Йорка.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-38

Большой тур по Кавказу. Это снято в гостинице во Владикавказе. Там гостиница вообще легендарная. Но то другая история.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-39

Высоцкий в Грозном. Больше десяти концертов за несколько дней.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-40

Кисловодск. Бывал он и в Пятигорске и в Ставрополе.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-41

А это уже Харьков. Снова чувствуется размах.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-42

Запорожье.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-43

Кривой Рог.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-44

Северодонецк.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-45

Сумы.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-46

Луганск.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-47

А это уже Череповец. Были в том же году и Белгород, и Берлин, и Одесса.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-48

В Тбилиси. Это уже 1979 год.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-49

Ижевск того же года.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-50

Минск.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-51

Тур по Узбекистану. Фото из Навои. Были концерты в Учкудуке, Зарафшане, а перед этим в Ташкенте. Между Ташкентом и Навои Высоцкий успел слетать в Кёльн и Торонто. Вообще 1979 год у него, по-моему, самый насыщенный в плане поездок. Он успел посетить в который раз Нью-Йорк, был в Бостоне, Детройте, Чикаго, Филадельфии. 

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-52

Париж того же года.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-53

Рим.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-54

Ярославль.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-55

И Калининград. Но это уже 1980 год. Одно из последних выступлений.

 «Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных как жуки механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, что бы было слышно слова.-56

Для желающих подробно ознакомиться с перемещениями Высоцкого добрые люди сделали отличный сайт. Там наглядно видно где и когда он выступал. Всего человек сыграл больше тысячи концертов. Это феноменально конечно. Прожил-то он всего лишь 42 года. Не стоит забывать еще и о ролях в фильмах и театральных постановках.

Лично для себя с удивлением выявил, что в Черноземье Высоцкий и не выступал почти. Ладно, Брянск или мой родной Орёл небольшие города, но как же Воронеж? Его нет в списке мест, где он играл. Была лишь Тула и Белгород из близких мне городов. Так же заметил, что не было концертов в таких городах как Нижний Новгород и Омск. А это огромные мегаполисы уже в те времена. Челябинск опять же Высоцкий, судя по всему, не посещал с концертами. Мимо него прошла и Уфа, и Пермь, и Волгоград. Любопытный факт, что в Узбекистане он бывал часто, а вот Киргизию и Таджикистан не посещал. Был в Грузии и Армении, но в Баку не играл. Регулярно играл на востоке Украины и в центре, но на западе нет. Опять же почему-то выпал у него Днепропетровск, хотя в соседних Запорожье, Харькове и Кривом Роге он выступал неоднократно. В общем, любопытно это всё.

Добавлю еще, что неоднократно сталкивался с мнением, что родись Высоцкий на Западе, то он был бы миллионером, и его лицо не сходило бы с обложек журналов. Все эти теории ерунда. Каждый из нас рождается там, где и надо. И становится в итоге тем, кем хочет. Владимир Семенович оставил огромный след в нашей культуре и однозначно состоялся. Так что, в общем-то, и неважно, где он родился. Ну а вам спасибо за внимание.