Итальянская эстрада в СССР или бесконечные приключения итальянцев в России

18 January
1,7k full reads
3k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 57% of the total page views
3 minutes — average reading time

Почему солнечная итальянская эстрада так популярна в наших северных широтах? Может быть потому, что она согревает наши души в моменты социальных и экономических заморозков …

Отчего жизнерадостная итальянская эстрада так любима в наших унылых городах? Может быть от того, что она хорошо разбавляет серые краски тоскливого урбанистического пейзажа …

В чем же причина такой не проходящей с годами привязанности нас серьёзных деловых к этой легкой необязывающей не к чему музыке? Может быть дело в том, что она помогает нам разгрузить нашу загруженную мировыми проблемами голову и наполнить ее, хотя б чуть-чуть иным смыслом бытия. Конечно же, вся эта красота слога и возвышенность образов вносит некоторую ясность. Но по серьёзному вопрос популярности этой самой итальянской эстрады в наших краях точного ответа не имеет.

Понять, почему именно Италия была выбрана советским госконтролем в качестве ротируемого в СССР капиталистического медиа-продукта можно. Всё началось ещё в конце 50-ых – начале 60-ых, когда грузить советских людей отсутствием какой-либо жизни, тем более культурной, за железным занавесом было уже совершенно невозможно – благо «оттепель» располагала. Польских, венгерских, чехословатских и болгарских эстрадников для полноты картины явно не хватало, тем более что они были по ту же самую сторону занавеса. И тут сразу сошлись три фактора:

- во-первых, активность коммунистической партии Италии в этот период времени оказалась на небывалом подъёме (Пальмиро Тольятти не просто так был увековечен в названии отечественного города), да и социалистические настроения в самой стране росли – это ли не повод поддержать и тех и этих товарищей ?!

- во-вторых, случился песенный фестиваль в Сан-Ремо, популярность которого с 1951 года к 1955 году уже перешагнула далеко за пределы самой Италии и гремела по всей западной (местами и по восточной) Европе, и здесь мы явно отставали – надо было догонять;

- в-третьих, на счастье советской политпропоганды смысловая составляющая итальянских популярных песен, в отличая от англо-саксонских, была именно эстрадной – отдыхай после работы, пей вино, танцуй, люби свою женщину/мужчину; то есть никакого тебе буржуазного социального подтекста, сплошной расслабон выходного дня.

Но это же было тогда, почитай 60 лет тому назад. Неужели это настолько въелось в наш культурный код?! Возможно и так. Посудите сами: продолжительный срок населению России рассказывали о том, что именно Италия – это тот самый культурный друг СССР, крутили фильмы итальянской неоклассики, продавали пластинки итальянских исполнителей.

Менялись поколения, и каждое последующее впитывало этот тезис вместе с воспитательными речами и прям в школе при прослушивании великой итальянской классики эстрады в исполнении тогда ещё юного Робертино Лорети

Даже мои школьные годы, пришедшиеся на начало 90-ых, сопровождались обязательным прослушиванием на уроках музыки той самой пластинки с улыбчивым мальчиком на обложке. Сейчас уже учатся мои дети и … пластинок конечно же нет, но на музыке из стриминговых сервисов всё тот же самый мальчик поёт и им про Ямайку, Сорренто и Санта-Лучию.

Пройти мимо заразительного таланта европейского Элвиса советская агит-машина не смогла. Да и как тут устоишь?! Адриано Челентано с самого начала своей карьеры был нас только хорош в своей простоте и незатейливости, что пройти мимо этого было сложно.

Даже самые отчаянные рок-н-роллы в его исполнении имели оттенок «справедливой борьбы пролетарской молодёжи с косностью и консерватизмом буржуазного общества Италии. И это позволяло их радировать на социалистический лагерь. Кроме того, фильмы с его участием – это уже отдельная история, которая сделала советскому кинопрокату нехилую кассу.

Тридцать лет с небольшим нас радовал этот самый Челентано, мы привыкли к тому, что он – часть нашей жизни, в моменты наших воспоминаний (будь то пересмотр фильма или прослушивания песни) наши дети впитывают его в свою реальность … и по сей день мы радуемся безграничному таланту Адриано, ибо даже в сетях он нет-нет, да и всплывёт в каком-нибудь старом добром мем-видео и эти видео уже уходят в будущее.

В 70-80ых атака итальянской эстрады на советское пространство было весьма плотной и концентрированной. По-хорошему, то, что мы сейчас ждём от этого явления в большинстве своём и есть вот эта самая поп-диско волна. И первыми, кто приходит в мою голову, это эдакие итальянские Сони и Шэр – Аль Бано и Ромина Пауэр. Они как раз и на заглавном фото к подборке.

Хит про Феличиту, ставший ну просто иконой этого самого стиля, звучит по радио, телевиденью, интернету, утюгу по сей день. И ведь правда – в нём есть что-то такое, чего хочется иметь рядом. А вот чего именно, сказать трудно. В этой самой загадке весь смак, она и делает этот хит вечным.

Не менее знаковыми были и остаются солнечные хиты про Маму Мию и Пьяно-Пьяно от Рикки э Повери

Итальянский аналог АВВА для советского слушателя был доступнее – Мелодии и ритмы зарубежной эстрады их издавать начали куда раньше шведского ансамбля. И помним мы их по сей день, наверное получше, чем шведов. В конце концов для нас «Мама Мия» - это точно они, а никакая там не абба …

Вот Пупо просто хороший такой паренёк. Прям из соседнего двора … идёт домой из своего строительного техникума с тубусом в одной руке и авоськой с нарезным батоном и бутылкой кефира в другой … идёт и напевает несложные, но затейливые песенки …

Так-то он уже давно дедушка, а мы его помним именно тем самым пареньком.

Риккардо Фольи создал совершенно иной образ – своих секс символов в советском союзе не было, ибо не полагалось. А вот импортировать такового из полюбившейся и нейтральной Италии было можно. Тем более что той самой пресловутой вульгарности в нём не было, и это был практически наш парень.

Плохо одно – хитов у Риккардо было не так уж много. Но вполне хватит и той самой Обычной истории, которую потом кто только из отечественных исполнителей не перепевал. Что характерно даже сейчас порой возьмут, да и перепоют.

Но, конечно же, главный хит-мейкер тех лет – это Сальваторе Кутуньо. По-простому Тото. Не даром многие его шлягеры в 70-80-ые исполнялись Адриано Челентано, ибо всё просто и незатейливо, но душевно, нежно и трепетно.

В музыкальном плане на мой взгляд именно Тото – кульминация всей той самой эстрады, как Юрий Антонов для советской. В его песнях есть всё, что надо. Ну главное у него есть песня про «лошате ми контаре» … очень русская, надо сказать, песня.

… но всё же, почему итальянская эстрада по сей день будоражит наши умы?! Дай ответ! Ответа нет. Только чудным звоном заливается итальянский напев …

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание не забывайте подписываться и до новых встреч.