Три незаезженные советские кинокомедии, которые стоит посмотреть.

5 November 2020
46k full reads
63k story viewsUnique page visitors
46k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2 minutes — average reading time

О советском кинематографе и великих режиссерах той эпохи я уже писал ранее. Действительно, в ту эпоху было создано много фильмов, ставших классикой как отечественного, так и мирового кинематографа. Но в данном материале речь пойдет не об общепризнанных шедеврах Бондарчука (не Федора, само собой, как вы поняли) и Тарковского, а о развлекательном кино.

И не надо морщиться, так как снять действительно классную комедию, детектив или приключенческий боевик, которые пересматривали бы и годы спустя, по силам только по-настоящему талантливому художнику! И в комедийном жанре киноиндустрия СССР преуспела. Такие имена, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия и сейчас на слуху, и их фильмы до сих пор любят. Но в последние лет 10-15 произошел следующий парадокс: наши телеканалы, без особой фантазии заполняя эфир советскими нетленками, особенно в праздничные дни, откровенно «перекормили» аудиторию. При всей моей любви к советскому кино у меня еще долго не возникнет желания пересматривать «Бриллиантовую руку», «Джентльменов удачи» и эпопею о приключениях вечного студента Шурика. Об «Иронии судьбы» я вообще молчу.

А между тем, из той эпохи есть много фильмов, совершенно не заезженных и ныне позабытых, которые можно не без удовольствия посмотреть. Да, возможно, на фоне всех вышеперечисленных фильмов они не столь ярки и искрометны, но от этого они не становятся скучными. Мне в последнее время попалось три таких фильма, ранее не виденных, которые лично мне понравились и которые я рекомендую всем, кто любит наше старое кино, ноне может в сотый раз смотреть на чехарду с Шуриком, Семеном Семеновичем Горбунковым и Женей Лукашиным. Итак, поехали!

«Добряки», 1979 г. Режиссер Карен Шахназаров

Карен Шахназаров достиг максимальной популярности как режиссер, к середине 1980-х. Тогда им была снята трогательная комедия «Курьер» об ищущем себя подростке Иване Мирошникове, только-только окончившем школу, и развлекающемся тем, что он на протяжении всего фильма, как сейчас принято говорить, «троллит» окружающих, и абсурдистская фантасмагория «Город Зеро», на которую, помнится, народ валом шел из-за сцены с секретаршей (кто смотрел, тот поймет, о чем я, ха-ха!). Надо сказать, что из-за этой сцены мало кто разглядел посыл, который Карен Георгиевич заложил в фильм. Но речь у нас пойдет не об этих двух фильмах, а о второй работе Шахназарова. Это фильм «Добряки», вышедший в 1979-м году.

Сюжет фильма какого-то сильного накала страстей не содержит. Главный герой – аферист и пройдоха Гордей Кабачков в блистательном исполнении Георгия Буркова. Устроившись по фальшивому диплому в один из провинциальных НИИ, занимающимся изучением античной культуры, он занял мелкую должность с необременительными функциональными обязанностями. И сидеть бы ему и не высовываться, но в какой-то момент он решил, что оклад маловат и с этим надо что-то делать. Поднять себе оклад он решает за счет защиты диссертации и получения ученой степени. Понятно, что сам он написать ее не в состоянии. Другой бы на его месте нанял какого-нибудь головастого, но нуждающегося в деньгах аспиранта, но наш Гордей не таков. Зачем кому-то платить, когда при правильном подходе все можно организовать совершенно бесплатно. Написав под видом диссертации какую-то графоманскую ересь, он с помощью манипуляций окружающими и интриг, используя чужую наивность и боязнь потери репутации, не только с блеском ее защищает, но и затем поднимается по карьерной лестнице, занимая в НИИ руководящую должность. При этом убеленная сединами профессура понимает, что за фрукт перед ними, но сделать ничего не могут. В общем, получились этакие похождения Остапа Бендера на новый лад, в позднесоветских условиях.

«Слезы капали», 1982 г. Режиссер Георгий Данелия

На фоне таких замечательных фильмов этого режиссера, как «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза», этот фильм знают меньше. А жаль, так как в нем одна из лучших, на мой взгляд, актерских работ великого Евгения Леонова, ставшего для Данелия талисманом, снявшись во многих его фильмах. У этого фильма вообще была непростая судьба, он какое-то время лежал на полке, прежде чем пробить дорогу к зрителю.

Фильм представляет собой вольную интерпретацию классического сюжета Андерсена о разбитом зеркале Снежной Королевы. Только вот его осколок попал в глаз не подростку Каю, а нашему современнику (точнее, почти уже современнику, ибо фильм снят в 1982-м году), Павлу Ивановичу Васину, как раз и сыгранному Леоновым, - добрейшему человеку, любящему отцу семейства, ответственного руководителя в одном из учреждений города. Задачей Леонова было сыграть радикальные перемены в характере, складе личности, в одночасье происшедшие в одном человеке. Еще вчера добрый и открытый человек преображается в злобного циника, ненавидящего всех и все вокруг. Похожая актерская работа у Леонова была в «Джентльменах удачи», где он играл заведующего детским садом и матерого уголовника. Но то были два разных человека, а тут метаморфозы произошли внутри одного. Надо ли говорить, что Евгений Павлович блестяще справился с задачей!

В течение одного дня главный герой портит отношения с семьей, друзьями, коллегами по работе, полностью разрушив свою жизнь и дойдя до крайней точки. Вроде ничего комедийного в сюжете нет, но два мастера: Данелия и Леонов, так сработали, что происходящее на экране невольно вызывает улыбку из-за своей абсурдности и нелогичности, несмотря на весь ужас. Отличная работы выдающегося режиссера, прекрасный актерский состав, смотреть обязательно!

«Бакенбарды» 1990 г. Режиссер Юрий Мамин

Имя режиссера Юрия Мамина известно менее его маститых коллег, тех же упомянутых здесь Шахназарова и Данелия. К сожалению, ему не удалось полностью раскрыть свой потенциал и его фильмография смотрится более чем скромно. Но, я думаю, вы должны помнить лирическую комедию с элементами фантастики «Окно в Париж», сатирическую «Фонтан» или забавный, с добрым юмором «Праздник Нептуна». Свой почерк у него был, и повторюсь, жаль, что он не так много снял фильмов, как тот же Данелия.

Речь же у нас пойдет о фильме 1990-го года «Бакенбарды». Фильм примечателен тем, что в нем свою первую в кинокарьере главную роль сыграл будущий Багров-старший – Виктор Сухоруков. Также в фильм можно увидеть трех ментов с улиц разбитых фонарей: Александра Лыкова «Казанову», Сергея Селина «Дукалиса» и Александра Половцева «Георгича». В то время, когда снимался фильм, в стране стали набирать силы агрессивные молодежные неформальные группировки. Эту тревожную тенденцию в фильме иронично обыграли. Главный герой в исполнении Виктора Сухорукова сколачивает уличную банду, основой для объединения которой стала… любовь к поэзии Пушкина. Участники банды одевались по великосветской моде пушкинской эпохи, отращивали бакенбарды как у Александра Сергеевича и ходил непременно с тростями, используя их примерно также, как спустя какое-то время стали использовать бейсбольные биты. Банда затерроризировала город, вскоре ее стали пытаться использовать в своих целях местные политики. Фильм во многом пророческий получился. Любопытная картина.

В заключении я хотел бы сказать, что я вовсе не идеализирую советский кинематограф. Были там и откровенно конъюнктурные картины, выполнявшие идеологические заказы от властей, и проходные из разряда «разок посмотреть и забыть». Но, как я уже писал, и не устаю повторять, в СССР было создано колоссальное культурное наследие, в том числе и в области кинематографа. И, просматривая фильмографии великих мастеров той эпохи, можно неожиданно отыскать подзабытые фильмы, которым сейчас не уделяется внимание, но которые стоит посмотреть.

А на сегодня все, спасибо за внимание! Надеюсь, было интересно.