Величие советской науки и советских инженеров.

23k full reads
30k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 76% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Величие советской науки и советских инженеров.

Во времена СССР главной религией была отнюдь не идеология, как многие думают. Если немного приглядеться к истории то станет очевидно, что в первую очередь в той ушедшей стране думали о науке. Наука была поставлена на такую широкую ногу, что и до сих пор мы пользуемся рядом достижений той страны.

Если же сравнить с сегодняшним миром, то разве что Китай может потягаться в плане научной мощи с Советским Союзом. И там к слову тоже коммунистическая идеология. Совпадение? Вполне может быть, не исключаю такой возможности, но разве можно верить в совпадения, когда заходит речь о научном прогрессе? Впрочем, о политике я сегодня не буду говорить. Сегодня мы лучше с вами попытаемся вспомнить ряд проектов советских инженеров, которые для своего времени были прорывными и уникальными. Хотя если вдуматься, то, наверное, и для современного мира те проекты тоже довольно смелые.

В 1988 году свой первый и, к сожалению, единственный полёт совершил космический корабль «Буран». Увы, страна к тому времени уже трещала по швам и вообще удивительно, что кто-то всё же решился совершить запуск этого проекта. Хотя, наверное, тут сказалась инерция огромной организационной машины.

При всём своём внешнем сходстве ряд отличий от американского Шаттла всё же у этого проекта имелся. И ключевое отличие заключалось в том, что наш советский «Буран» мог выводить на орбиту грузы весом в 100 тонн. Для сравнения американская машина ограничивалась лишь тридцатью тоннами. Поэтому когда сейчас кто-то начинает бодро рапортовать о каком-то прорыве Илона Маска, я с грустью улыбаюсь. Ничего нового с тех пор в космонавтике в этом плане не произошло. И никто советских инженеров так и не смог превзойти. К сожалению, с распадом огромной империи Советского Союза все работы по дальнейшему развитию летательного аппарата были свёрнуты. И можно только гадать к чему мы пришли в дальнейшем, если бы испытания продолжились. Ведь единственный полёт «Буран» совершал в автоматическом режиме без людей.

Величие советской науки и советских инженеров.

Наверняка многие из вас слышали о космическом чуде под названием «Буран». Но далеко не только им огранивались советские инженеры. Например, стоит вспомнить такое удивительное детище Горьковского завода как ГАЗ-16. Эту странную штуку придумали наши инженеры в 60-х годах. Данное транспортное средство должно было сочетать в себе и характеристики автомобиля и судна на воздушной подушке. Что самое любопытное в этой истории так это то, что когда создавался опытный образец, никто не задумывался о том как, зачем и где его применять. О чём нам говорит этот штрих? Да о том, что советские инженеры были свободны в своих фантазиях и у них были все необходимые ресурсы для опытов. Представить себе такое в капиталистической стране невозможно.

Естественно машина не нашла себе должного применения и работы в итоге свернули. Однако один опытный образец создать успели. Сейчас он хранится в музее Горьковского завода. Наработки же, по всей видимости, позже использовались при создании судов на воздушной подушке, что к слову ещё одно из чудес нашей отечественной техники.

Величие советской науки и советских инженеров.

Если обратить внимание на наши разработки в плане авиации, то конечно здесь стоит вспомнить такую штуку как Як-44. Увы, но этому проекту не повезло. Разработки была начаты ещё в 70-х годах, но проект до ума так и не был доведен. А в 1993 году работу свернули уже окончательно. Построить успели только макет.

Величие советской науки и советских инженеров.

В 60-х годах советские инженеры были настолько смелы, что собирались создать самолет, летающий с помощью ядерной силовой установки. И главным проектом в этом направлении был Ту-119.

Справедливости ради отмечу, что и американцы в то время так же создавали нечто подобное. Но обе страны к 70-м свои проекты решили свернуть. Официально никогда не разглашалась причина сворачивания испытаний таких самолетов, но существует предположение, что программы были завершены из-за теоретической аварии подобного самолета. Последствия были бы слишком уж критичными.

Наверное, в теории можно даже предположить, что страны как-то договорились между собой не разрабатывать такие летательные аппараты. Хотя и звучит это как фантастика. С другой стороны кому в 70-х могло прийти в голову, что СССР прекратит своё существование? Вот то-то же.

Величие советской науки и советских инженеров.

Ну и завершу я подборку чудес от советских инженеров вот таким кадром. Невероятно выглядит, несмотря на свой внешний вид.

Величие советской науки и советских инженеров.

На первый взгляд перед нами самолёт, но это только на первый взгляд. На самом же деле перед нами Экраноплан, который по характеристикам логично сравнивать с кораблём. Хотя, казалось бы, как выглядит корабль и как самолёт. Однако вот такую штуку создали наши инженеры. Создание проходило в конце 80-х годов, а в 1990 году первый опытный образец был передан флоту. Через год эксплуатация завершилась. И к дню сегодняшнему наше Министерство Обороны отказалось от создания подобных проектов.

Можно много говорить о целесообразности или перспективности, но с моей точки зрения здесь крайне важно то, что вообще инженерам позволялось проводить некие эксперименты. И именно поэтому я считаю советскую науку и инженерную мысль передовой.

Государство не просто должно поддерживать проекты инженеров, оно обязано помогать им в воплощении и реализации. Неважно, что какие-то проекты не пойдут в серийное производство. Наука она не про рентабельность или целесообразность. Она про другое. Ведь рассуждай такими категориями человек, то он никогда не покорил бы космос, никогда не изобрел бы интернет, никогда не создал бы самолёт. В Советском Союзе это прекрасно понимали, но той великой империи уже нет, и нам на память остались лишь вот такие фотографии и музейные экспонаты. И эти экспонаты нам намекают, что советская наука была великой, а инженерная мысль невероятной.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.