47 подписчиков

«О бесконечности» (2019) Роя Андерсона: невидимая утрата

В поисках секрета удовольствия.

«О бесконечности» / Om det oändliga
режиссер и автор сценария: Рой Андерссон
В главных ролях: Мартин Сернер, Джессика Лотандер, Татьяна Делоне, Андерс Хелльстрём, Бенгт Бергиус, Аня Бромс, Мари Бурман
Швеция, Германия, Норвегия, Франция, 2019

Описание по кинопоиск.ру: «Словно ангелы в «небе над Берлином», они парят над городом подобно влюбленным Марка Шагала. Рассказчица, будто сказочная Шахерезада, плетет кружева городских историй, заглядывает за закрытые окна и проникает в чужие сны, наблюдая за чередой событий обычной жизни с ее банальностью и красотой».

В поисках секрета удовольствия.

В описании не хватает описания фирменных фишек шведского режиссера – мастера арт-хауса.
Это стильная, отточенная, переходящая из фильма в фильм, визуальная красота, по формату близкая к видео-арту и современной живописи.
Лента представляет собой сборник из большого количества микро-эпизодов, не соединенных линейным сюжетом, с изредка пересекающимися персонажами.
Лишенные модельной внешности и часто малосимпатичные персонажи с особым, подчеркнутым гримом. Главных героев нет.
Все объединяется атмосферой печали, утраты, одиночества. В конце все должно сложиться в Образ.

У Роя Андерсона смотрела все его полнометражные фильмы. Очень понравились «Песни со второго этажа» (2000) и «Ты, живущий» (2007). Вот «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014) уже показался скучным.

«О бесконечности» не успел стать скучным – продолжительность чуть больше часа.
Но не заинтересовал. Выключила – и забыла.
Вроде все то же самое (есть замечательные микро-эпизоды), а, как в анекдоте с воздушным шариком, не радует. Чего-то не хватает. Не складывается.
И вот почему это произошло? Что случилось?

В поисках секрета удовольствия.-2

Рой Андерсон, конечно, как бы сложный режиссер («как бы», потому что для кого как), любит задавать нетривиальные задачки.
Может, стоило бы поднапрячься и попытаться расшифровать то, что он хотел сказать, и тогда бы «А-а-а-а, понятно!»? Может, стоило бы почитать его интервью, где он рассказывает о своем фильме? Послушать лекцию киноведа, предлагающего свою трактовку? Почитать рецензии кино-критиков? Пересмотреть фильм еще пару раз?
Но для меня эта тема уже решенная. Если не получила удовольствия, хотя бы не заинтересовалась с первого раза, то второй раз уже не имеет смысла. Что за мазохизм – напрягаться, чтобы получить удовольствие?!
Тем более легче мне такое утверждать, так как знакома с творчеством этого режиссера. Почему-то с первыми фильмами не надо было
трудиться – сразу нравились. А если с «О бесконечности» чуда не случилось, значит, дело не во мне.

Из любопытного для российского зрителя, что прибавляет интереса, но, по-моему, не спасает. Помимо шагаловского образа, в фильме оживляется известная картина Кукрыниксов «Бункер Гитлера. Последние дни гитлеровской ставки в Рейхканцелярии», а также один из микро-эпизодов – это длинная-длинная колонна немецких военнопленных, бредущих, как сказано закадровой рассказчицей, в Сибирь. Я не поняла, как эта военная тема вплетена в общий пазл (все остальное – это сценки из жизни современного большого города), но предположила, что у западного зрителя другое, свое отношение к этому.

/почему пересматривать непонятное кино – пустая затея/