Николай Васильевич создавал яркие миры: волшебную Украину, населённый холопами и чертями, пугающий Петербург с призраками и мелкими чиновниками, в конце концов даже Германия (в начале творчества) и Италия (в конце) не остались в стороне.
Украина
Гоголевская Украина имеет мало общего с настоящей Украиной XIX века. На его Украине черти живут рядом с людьми, как домашняя скотина. Днепр так широк, что ни одна птица не долетит и до его середины. Земля усыпана казацкими шапками, а вареники с вишней больше кулака. Эта гигантомания в описании Украины пошла от того, что она - изложенное на бумаге детское восприятие родины; и, как свойственно детскому воображению, Гоголь все мистифицирует и меняет местами. Такой вид Украины, своего дома, - это попытка убежать от гнетущей и странной реальности, которая преследовала Николая Васильевича как лошадиная тройка, убежать туда, где всегда весело и интересно, в детство.
Санкт-Петербург
Столица же имела более правдоподобный облик. Были в ней и франты, и богачи, и нищие, и "ночные бабочки", и чиновники (особо любимые герои Николая Васильевича). Все они имели в себе какой-то едкий, даже страшный гротеск на ту одинаковую реальность, в которой они все живут. Такой душный, тесный, узкий Петербург был отдушиной для Гоголя, который именно там расцветал как писатель. Всё в гоголевской столице не так, все не то, чем кажется и это пугает Николая Васильевича, как человека очень сдержанного. Он пытался найти истину русской души и жизни в незаметной жизни маленького петербуржца.
Весь остальной мир.
Если бы Гоголь пожил бы ещё минимум десять лет, то вся последующая литература была бы не нужна. Он, как и Лермонтов, не ревлизовавшейся писатель. Николай Васильевич начал создавать свой мир Италии и, окончив с ним, перешёл бы на другие страны. На страницах Гоголя наверняка бы появилась планета Англия, Испания, Дания.
Но на то Николай Васильевич и был гением, чтобы оставить место для творчества своим продолжателям.
"Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают".
© Николай Васильевич Гоголь