"Барьеры" для молодежи на пути социальной мобильности

9 November 2019

Расширение равного доступа к высшему образованию

Недостаточная представленность студентов из менее благополучных социально-экономических слоев в высшем образовании, особенно в более отборочных или престижных университетах, требует целого ряда мер по устранению препятствий. Мероприятия по проведению информационно-разъяснительной политики в старших классах средней школы могут помочь, поскольку во многих случаях различия в применении обусловлены недостаточной подготовкой и уверенностью в себе учащихся из менее благополучных социально-экономических слоев населения. Имея мало информации и ресурсов, некоторые молодые люди предпочитают посещать более короткие курсы послесреднего образования или посещать менее требовательные школы из-за более быстрого перехода на работу начального уровня, но с более низкими перспективами на рынке труда.

Французская программа "Pourquoi Pas Moi", инициированная бизнес-школой ESSEC и осуществляемая в настоящее время в 130 ведущих университетах, представляющих 34% "Grandes écoles" (Cordées de la Réussite, ONPV, 2016), предлагает учащимся средних школ программу наставничества и семинары. Аналогичная инициатива в Соединенных Штатах - Программа подготовки инструкторов для колледжей - осуществляется в 12 государственных средних школах Чикаго.

Политика, направленная на устранение социально-экономического неравенства, должна также включать дополнительные меры по поощрению найма, такие как дифференцированная политика приема на работу.

Одна из возможностей - групповые позитивные действия или контекстуальный прием в качестве способа ограничения экономического ущемления интересов нескольких поколений. Помимо контекстуального зачисления, еще одним вариантом содействия социальной мобильности является диверсификация маршрутов поступления для повышения успеваемости учащихся, находящихся в наиболее неблагоприятном положении, в лучшие школы.

Во Франции в рамках усилий по преодолению неравенства, с которым сталкивается обездоленная молодежь в доступе к наиболее избирательным университетам, изучаются новые методы. Например, в Университетском научном центре имеется специальный механизм (Convention d'Education Prioritaire) для учащихся из школ, находящихся в неблагоприятном положении, и ведется мониторинг прогресса в этой области на количественной основе.

Социальная мобильность в высшем образовании обусловливает необходимость политического вмешательства, выходящего далеко за рамки первого дня обучения в университете и способствующего удержанию и завершению обучения. Услуги для учащихся, консультирование и наставничество, особенно по определенным предметам, могут быть направлены на предотвращение отсева, особенно в течение или ближе к концу первого года обучения.

Например, программа "Первое поколение" в Университете Колорадо-Булдера помогает первому поколению студентов перейти из колледжа в университет и получить помощь для получения ряда академических и социальных ресурсов. Разнообразие в высшем образовании связано с вопросами финансирования, а также с тем, что лицам, находящимся в неблагоприятном положении, необходима определенность в отношении того, какую финансовую помощь они могут ожидать получить до подачи заявки.

https://d2lfr8cjhswg6.cloudfront.net/uploads/graduation-ceremony.jpg
https://d2lfr8cjhswg6.cloudfront.net/uploads/graduation-ceremony.jpg

Устранение других профессиональных барьеров для молодежи, находящейся в неблагоприятном положении

Даже учащиеся из неблагополучных семей, которые хорошо учатся в школе, могут столкнуться с трудностями в получении хорошей работы из-за отсутствия сети, неформальных поведенческих кодексов, соответствующего опыта работы или информации. Совершенствование процесса перехода молодежи, находящейся в неблагоприятном положении, от учебы к трудовой деятельности является одним из способов решения проблемы неравенства в оплате труда. Совершенствование консультирования по вопросам карьеры и связей между образованием и работодателями должно способствовать предоставлению более качественной информации учащимся, находящимся в неблагоприятном положении, о шагах, необходимых для построения карьеры, особенно в отношении наиболее избирательных профессий.

Наставничество и консультации по выбору профессии через различные организации могут помочь в процессе подачи заявления и поиска работы и компенсировать меньшую помощь со стороны родителей. Великобритания недавно создала компанию "Карьера и предпринимательство", возглавляемую работодателем, созданную правительством для подготовки студентов к работе; она надеется предоставить молодым людям прямую поддержку со стороны бизнеса в целях повышения социальной мобильности.

Другие препятствия включают отсутствие доступа к профессиональным сетям через родителей или невозможность приобретения навыков в результате неоплачиваемой стажировки или доступа к свободным профессиям из-за кредитных ограничений.

Инициативы таких организаций социальной мобильности, как Саттон Траст и Фонд социальной мобильности в Соединенном Королевстве, реализуют ряд программ, направленных на поощрение молодых людей из малообеспеченных слоев населения к прохождению практики в ведущих фирмах. В Соединенных Штатах программа "Год вверх" оказывает поддержку выпускникам средних школ, находящимся в неблагоприятном положении и испытывающим трудности с трудоустройством, предлагая сочетание курсов повышения профессиональной квалификации, приобретения опыта работы, наставничества, обучения навыкам поиска работы и, в конечном счете, стажировки. Вмешательства по снижению барьеров для входа в либеральные профессии помогают сделать доступ к либеральной профессии более справедливым, например, предлагая финансовую поддержку для открытия нового бизнеса или внедряя программы помощи новым либеральным профессионалам для получения сети клиентов. Недавние предложения, рассматривавшиеся в этой области в Соединенных Штатах, включали проведение анализа затрат и выгод новых лицензионных предложений и реклассификацию некоторых лицензированных профессий - в Соединенных Штатах Америки - для около 30% профессий правительство устанавливает квалификационные требования, необходимые для профессиональной деятельности, - в соответствии с системой сертификации или отсутствием регулирования.

https://www.i-podmoskovie.ru/upload/iblock/9e9/9e9a9873a10271c08cb7fad7b6daac1e.jpg
https://www.i-podmoskovie.ru/upload/iblock/9e9/9e9a9873a10271c08cb7fad7b6daac1e.jpg