дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Права детей в цифровую эпоху

9 November 2019

Статья 12 Конвенции о правах ребенка кодифицирует права детей выражать свои взгляды и участвовать в процессах принятия решений, которые будут влиять на их жизнь, в соответствии с их возрастом и зрелостью.

Благодаря тому, что цифровые технологии становятся все более распространенной чертой повседневной жизни детей во всем мире, мировое сообщество имеет беспрецедентную возможность выполнить это обещание для детей во всем мире.

https://www.pexels.com/photo/photo-of-people-looking-on-laptop-3183181/
https://www.pexels.com/photo/photo-of-people-looking-on-laptop-3183181/

Цифровые средства массовой информации могут открыть новые возможности для повышения осведомленности детей об их правах и пропаганды их взглядов и представлений о том, как улучшить их жизненный опыт в отношении своих прав.

Кроме того, при надлежащих обстоятельствах цифровые средства массовой информации могут быть мобилизованы для оказания поддержки детям в целях совершенствования способов использования ими своих прав в повседневной жизни. Однако мировое сообщество еще очень далеко от признания и реализации потенциала цифровых средств массовой информации в деле поддержки прав детей.

Например, для детей во многих частях мира обеспечение постоянного и качественного доступа остается проблемой. Точно так же многие дети не могут получить доступ к онлайн - ресурсам на языке, на котором они говорят, и там, где это возможно, дети постоянно сообщают, что они имеют ограниченный доступ к соответствующей возрасту и качественной информации и развлечениям.

https://www.pexels.com/photo/photo-of-woman-pointing-on-computer-3182814/
https://www.pexels.com/photo/photo-of-woman-pointing-on-computer-3182814/

Хотя мы должны продолжать устранять многочисленные материальные и структурные препятствия на пути использования цифровых средств массовой информации для позитивного воздействия на способность детей осуществлять свои права, мы также должны научиться понимать цифровые средства массовой информации глазами детей.

Это необходимо для того, чтобы мы могли разработать надежные и эффективные способы использования детьми цифровых средств массовой информации в интересах защиты собственных прав. Хотя появляется все больше примеров ориентированных на детей, проявляющих инициативу, в основе которых лежат идеи и опыт детей.

Нынешние дебаты во многих частях мира по-прежнему сосредоточены почти исключительно на рисках, связанных с участием детей в цифровых средствах массовой информации. Такой подход к использованию технологий детьми в подавляющем большинстве случаев ориентирован на защиту.

Риски использования детьми цифровых технологий

Действительно, существуют очень реальные и потенциально серьезные риски, связанные с использованием детьми цифровых технологий, особенно для тех детей, которые наиболее маргинализированы или уязвимы в своем окружении.

Однако узкий акцент на риске и безопасности может негативно сказаться на праве детей на участие и подорвать их способность пользоваться благами цифровых средств массовой информации.

Растущая доказательная база показывает, что риск не приравнивается к вреду и, более того, что определенный уровень подверженности риску позволяет детям развивать цифровую грамотность, которая необходима как для минимизации потенциально негативных последствий их онлайн - взаимодействия, так и для разблокирования большего количества преимуществ.

Таким образом, нам нужны подходы, которые могли бы способствовать реализации права детей на защиту от вреда, одновременно предоставляя им возможность максимизировать выгоды от подключения к интернету для их образования, здравоохранения, социальных связей, экономического участия, гражданской активности и т.д., как отдельных лиц, так и членов их семей.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1989 году. С тех пор он стал самым быстро и широко ратифицированным договором в области прав человека в истории, и он руководит работой детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Конвенция является результатом 10-летнего процесса сотрудничества, в ходе которого права и формулировки статей были предложены и обсуждены 80 странами. В результате была принята Конвенция, содержащая 54 статьи, которые в совокупности определяют права всех детей.

Конвенция охватывает более широкий круг прав, чем любой другой договор по правам человека, от гуманитарных до экономических и социально-культурных до гражданских и политических прав. Активное участие неправительственных организаций, как в разработке, так и в осуществлении Конвенции отличает ее от других международных договоров.

Она также уникальна тем, что в ней конкретизируются обязательства государств-участников по осуществлению прав детей и предоставляются Комитету по правам ребенка инструменты для контроля за их соблюдением. В статьях Конвенции также определены обязанности родителей и опекунов, общественности, средств массовой информации и других учреждений и организаций по поощрению и защите прав детей.

Хотя конвенция не является первым международным договором о защите прав детей, она отличается от предыдущих деклараций тем, что в ней закреплена идея о том, что дети являются носителями прав человека. Предыдущие обсуждения и декларации в основном были посвящены защите и обеспечению прав, решению проблемы "уязвимости" детей путем утверждения их потребностей в области развития в области здравоохранения и социального обеспечения, образования и защиты от вреда.

В отличие от этого, Конвенция рассматривает детей как людей, имеющих право выражать свое мнение по вопросам, которые их касаются, тем самым добавляя права на участие к правам на защиту и обеспечение.

Права на участие подразумевают определенную степень самоопределения, хотя и в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка, что гораздо ближе к понятию гражданских и политических прав, ранее закрепленных за взрослыми.

Статья 12 - право иметь свое мнение и уважать его - признается в качестве одного из четырех руководящих принципов, лежащих в основе Конвенции. Сложная взаимосвязь между средствами массовой информации, детьми и их правами регулярно становилась предметом внимания и дискуссий по поводу Конвенции в последние два десятилетия.

Конвенция в свете цифровой эпохи

За 25 лет, прошедших с момента принятия Конвенции, мир претерпел значительные культурные изменения, одним из определяющих аспектов которых является быстрое развитие цифровых средств массовой информации. В то время как мы отмечаем 25-ю годовщину Конвенции, цифровые технологии быстро становятся повсеместными во всех аспектах повседневной жизни многих детей.

Доступ к цифровым средствам массовой информации все в большей степени затрагивает и формирует весь спектр прав детей, а также поощрение этих прав (Статья 42) и роль комитета в изучении прогресса, достигнутого государствами-участниками (статья 43). Таким образом, сегодня стоит задача переосмыслить права, закрепленные в Конвенции, в свете цифровой эпохи.