Что будет, если в подъеме от поезда отцепится хвостовая часть

9 November 2019

Часто люди присылают вопросы касательно этой тематики. Некоторые формулировки веселят своей наивностью, но я понимаю, что для людей не связанных работой на железной дороге, это нормально. Вот некоторые из них: (орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена)

Расскажите про саморасцеп поезда на уклоне - если это то, что представляется по этим словам, то жутко страшное дело же. Едете в горку, а тут - бац! - вагоны укатываются с горки обратно! А как же тот, что идет за вами?
Как можно заметить сход колёсной пары где-нибудь ближе к хвосту состава?
а если, например, на ж.д. переезде при следовании поезда автомобиль врежется и собьёт с рельс тележку, то так и будет ехать, пока или стрелка или что-то ещё не уведёт вагон в торону и он не опрокинется?

Все эти вопросы объединяет то, что людям интересно, как машинист узнает о происшествии в его поезде и что нужно делать в том или ином случае. Отвечу не сухим языком инструкций, а простым и понятным.

Для вашего удобства, разложу ответ на части.

1. Как машинист узнает о том, что в хвосте поезда произошел саморасцеп, сход вагона с рельсов или удар автомобиля на переезде?

Логично предположить, что при саморасцепе в поезде происходит и разрыв тормозных рукавов магистрали. Та же ситуация произойдет при сходе вагона. Легковой автомобиль не собьет с рельс тележку, а просто врежется в нее и его откинет в сторону. Если в этой ситуации автомобиль так и останется стоять/лежать рядом с ж.д. путями, то поезд поедет дальше как ни в чем не бывало, машинист не узнает об этом, если только не заметит визуально в окно. Если автомобиль врежется в подвагонное пространство между тележками, то, скорее всего он повредит какое-то тормозное оборудование (воздухораспределитель, магистральный трубопровод, подводящие трубки и т.д.) и произойдет утечка, при этом о судьбе автомобиля можно догадываться. Машинист не заметит аварию до тех пор, пока не нарушится целостность тормозной магистрали, это не обязательно должен быть сход. Из кабины можно обнаружить даже просто повышенную утечку. В кабине любого локомотива есть, так называемый, сигнализатор обрыва тормозной магистрали поезда, который включается датчиком контроля состояния тормозной магистрали, который сообщит машинисту о нарушении целостности ТМ.

Лампа ТМ на пульте старого локомотива ВЛ-10
Лампа ТМ на пульте старого локомотива ВЛ-10

2. Отцепившиеся вагоны в подъеме поедут в обратном направлении в голову следующему поезду?

Нет! Автотормоз подвижного состава (тормоз Вестингауза) устроен таким образом, что приходит в действие при понижении давления в ТМ поезда, а перестает тормозить при повышении давления в ТМ. Соответственно, при разрыве поезда произойдет утечка воздуха из отцепившихся вагонов и экстренно сработает тормоз. Вагоны остановятся и будут держаться на уклоне до прихода помощника машиниста с тормозными башмаками.

3. Что должна сделать локомотивная бригада, при срабатывании датчика обрыва ТМ в поезде?

Тонкость момента в том, что после срабатывания датчика, машинист не знает, что произошло с поездом. Сигнальная лампа лишь подает сигнал тревоги. В случае остановки, в первую очередь производится сообщение всем участникам движения об остановке поезда из-за падения давления в ТМ, так как в случае схода вагонов часто повреждается соседний путь или отсутствует габарит для проезда встречного поезда, здесь очень важно быстро сообщить и оградить состав, чтобы не допустить еще одной аварии. Далее для выяснения причины в хвост отправляется помощник машиниста, дальнейшие действия в зависимости от сложившейся конкретной ситуации.

При аварии нарушен габарит по соседнему пути
При аварии нарушен габарит по соседнему пути

Узнать о действиях локомотивной бригады подробно вы можете самостоятельно, набрав в поисковике "Инструкция №2580 РЖД", это большой документ по действиям в той или иной нестандартной ситуации. Если остались вопросы - задавайте в комментариях или по электропочте, которая указана в описании канала.