Самый американский фантаст среди европейцев

9 June
Эрика Фрэнка Рассела без преувеличения можно назвать самым американским европейским писателем-фантастом. Не из-за любви к культуре или корней, а по схожести манеры изложения.
Эрика Фрэнка Рассела без преувеличения можно назвать самым американским европейским писателем-фантастом. Не из-за любви к культуре или корней, а по схожести манеры изложения.

Рассел считается одним из самых культовых европейских писателей так называемого Золотого века фантастики (1930-1960).

Отец писателя был военным, и, полагаю, это в значительной степени повлияло на творчество Рассела в целом. До середины 30-х он был типичным мальчиком из хорошей семьи – образование инженера, работа в правительственном учреждении и сталелитейной компании, семья, ребенок… Однако в середине 30-х что-то пошло не так… Рассел активно поддерживает Британское межпланетное общество, а уже в 1937-м начинает регулярно издаваться в американских фантастических журналах. Скажу по-другому: Эрик Фрэнк Рассел был ПЕРВЫМ англичанином, публиковавшим свои рассказы в американских журнала фантастики, причем не в местечковых несчастьях на дюжину страниц, а в “Astounding Science Fiction” Джона Кэмпбелла.

Разделяя идеи палеоастронавтики и уфологии, Рассел использует их в своих произведениях, однако самая главная идея, которую англичанин под разными углами эксплуатировал из романа в роман, начиная с самого дебюта – это то, что человечество является чьей-то собственностью. Самыми известными, отражающими это романами, стали дебютный «Зловещий барьер» (1939), «Часовые Вселенной» (1951) и «Алтарь страха» (1948).

О последнем романе сегодня поговорим отдельно, поскольку прочитан он мной был совсем недавно. Во-первых, идея показалась интересной не только потому, что я фанатею от Рассела (а это так), а потому что представлена она здесь под углом, сильно отличающимся от остальных вещей автора, да и, чего уж там, от произведений классиков в принципе. Дело в том, что в «Алтаре страха» Земля предстает сумасшедшим домом для отщепенцев всех мастей. Главный герой признан нормальным даже самой сектой так называемых нормалов, которые тайно руководят планетой, однако он не согласен со своей ролью поводыря и принимается бороться против системы тайных обществ.

Возможно, кому-то сюжет покажется банальным, однако я здесь передаю лишь суть, не вдаваясь в подробности. Если хотите познакомиться с классикой жанра, обязательно включите роман в список на прочтение. К тому же, подход к фантастике, где главный герой – человек действия, а не рефлексирующий нытик, в то время был не очень распространен. Видимо, Рассел подумал, что ломать так ломать устои и сделал этакое добро с кулаками: с одной стороны, главный герой – весьма и весьма неглупый человек, с другой – действует с хладнокровием и логикой в совершенно любых ситуациях. Этакий Джеймс Бонд от фантастики. Ну и идея противопоставления индивида тайным обществам – тоже тот еще прием. Открывает просто сумасшедшие перспективы. Нынешнее поколение авторов мусолило бы тему несколько томов, однако Золотой век фантастики потому и является таковым, что лишними буквами по бумаге разбрасываться принято не было. Всё кратко, красиво, доступно и интересно.

Как обычно у Рассела, произведение обязательно затрагивает борьбу отдельного человека с властью, с государственной машиной.

Рассел не раскрыл ни друзьям, ни родственникам, ни кому бы то ни было, почему он перестал писать в 1962-м, однако вплоть до самой смерти из-под пера Мастера не вышло ни одного фантастического произведения.

Тем ценнее становится его наследие. А если учесть, что произведения Рассела выпускались даже в советское время, англичанин стал культовым на территории СССР практически сразу, как только был выпущен его рассказ «Абракадабра». Ну и социальная антимилитаристская направленность произведений в крупной форме добавляла культовости.

Поэтому сейчас, когда писателем называет себя каждый второй, а книжные полки утонули в описаниях магических школ и романтических отношениях дамочек всех мастей с демонами и вампирами также всех мастей, немногочисленные книги настоящих классиков ценятся еще сильнее.

Что из Эрика Фрэнка Рассела вы читали? Считаете его одним из самых достойных мастеров Золотого века фантастики? Кто из отечественных писателей может с ним сравниться?

Понравилась статья? Тогда ставь свой золотовековой лайк и подписывайся на канал – я его с нуля возрождаю после блокировки, а потому мне важен каждый отклик. И друзьям про меня расскажи. У меня тут море интересного, а в планах – еще больше. Всех обнял.