"Псевдометро", или Новая эра. "Распаковка" МЦД.

25 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Свершилось! Наконец-то открылись Московские центральные диаметры. Правда, совсем не так, как я предполагал. Да и многие и вас тоже. Целый поток негативный комментариев казалось мог послать в нокдаун всю реализацию этого мега-проекта. Но я всё же оттеснил эти послания соц.сетей от себя и сам прокатился на диаметрах. Можно сказать, это был некий "анпакинг", моя личная распаковка МЦД. Вот мой субъективный рассказ об этом. Выводы делать вам. Поехали покатаемся!

Конечно, я немного зайду за читера, ведь я поехал на МЦД в выходной день (в будни я добираюсь до работы на метро), и не пропустил через себя давки и прочие прелести поездок на электричках в "час пик". Тем не менее, В планах было посетить оба направления МЦД: Лобня - Одинцово и Нахабино - Подольск. Начал я со второго диаметра. Свой путь я начал на станции Москва-Товарная. Чтобы попасть на неё, нужно проделать немаленький путь от метро "Площадь Ильича" (а там ещё "Римская"), причём в холодную погоду.

Вскоре эту станцию перенесут поближе к метро. До этого я перевалидировал свой "Тройку" на МЦД. Кстати, и вам тоже советую это сделать, иначе ваша карта будет заблокирована.

Придя на станцию, я увидел зелёные столбики. Это были валидаторы. Прикладываешь, и у тебя поездка считывается. Так должно быть в идеале. Однако вот тут первый прокол. Валидатор не сработал. Ни один из тех, что был на станции. И это как раз была одна из многих претензий от пассажиров.

Упс!
Упс!

Я подошёл к кассиру и стал выяснять, в чём дело и как мне быть. Оказалось, что валидаторы не работали по всей станции, и если я приеду к точке "Б", то нужно будет объяснить: мол, валидатор не сработал, не виноватый я. Из-за этого я, кстати, не успел на "Иволгу", и следующего поезда мне пришлось ждать 12 минут. На морозе. В тот день было -4, а станция была полностью открытая, то есть без навесов. Пассажиры согревали друг друга различными звонками, вроде "сейчас я поеду на этом псевдометро".

Пёся здесь не при чём
Пёся здесь не при чём

Кстати, мне там рассказали, что на тех станциях, где валидаторы не работают, кассиры объясняли это пассажирам свыше 1500 (!) раз!

Долгожданная "Иволга"
Долгожданная "Иволга"

И вот, наконец, долгожданная "Иволга" - чудо инженерной мысли Тверского вагоностроительного завода. И да, она была действительно всего в 7 вагонов. Маловато, конечно, для пригородного сообщения, и это и была одна из основных претензий пассажиров в первые часы работы МЦД.

По многим увиденным фотографиям в интернете я со скепсисом ждал "Иволги", ведь у неё то двери ломались, то даже "гармошки". Правда, это был уже не первый раз, когда я ездил на таком поезде. Да и в этой поездке всё было в порядке.

Широкие двери "Иволги". Там есть кнопки.
Широкие двери "Иволги". Там есть кнопки.

Правда, нюанс. Практически весь свой участок мы не ехали, а ползли. Это при том, что "Иволга" может разгоняться до 120 км/ч (и даже до 160). Только уже на подъездах к станции наш поезд ускорялся (зато прилично). Хотя, может это и нормальное явления для соединительного участка через Каланчёвскую. Именно по этой линии я и ехал на "Иволге". Зато насмотрелся на красивые закаты.

Мимо пробок на Каланчёвской.
Мимо пробок на Каланчёвской.

В общем, я проехал от Курской-товарной до Дмитровской за 25 минут. Мог ли я доехать быстрее? Безусловно. Но опять же, "Иволги" ещё только разогреваются, да и сам участок по себе не является быстрым, там много съездов.

Салон вагона "Иволги"
Салон вагона "Иволги"

Ну и конечно же, у меня не сработала "Тройка" у турникета при выходе. Пришлось объяснять волонтёру, что на моей станции валидаторы не читают мою карту. Пропустили!

Чуть позже я отправился на Тимирязевскую, посмотреть, как работает МЦД-1. Тем более, что я успевал на заявленную "Иволгу" от Лобни. Приезжаю на станцию, пропускаю один поезд до Кубинки, и вот уже на подходе...

И внезапно. WTF?! На маршруте МЦД обычная электричка?! Да, это она, и на нужном маршруте Лобня - Одинцово. Пусть и ЭП2Д, в чём-то тоже поезд нового поколения.

Сюрприз, сюрприз, да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз, да здравствует сюрприз!

Чуть позже я узнал из различных источников, что ещё не все "Иволги" успели поставить на рельсы, поэтому в основном они курсируют на МЦД-2, где больше пересадок на метро, а на МЦД-1 едут в том числе и обычные электрички по этому маршруту.

Ехали на этой электричке мы ещё медленнее, чем на втором диаметре. А ведь маршрут был у меня короткий, всего лишь до Белорусского вокзала. Казалось, что ехать мы будем целую вечность. А ещё было вот это!

Романтик стайл
Романтик стайл

А вообще, уважаемые читатели, сразу хочу сказать. Да, я тоже ждал "Иволгу". Но если вы хотите уехать в нужном направлении на МЦД, то садитесь в любой поезд. Ведь в любой электричке, если она попадает в диаметры, появляется такая система проезда.

Тарифное меню на примере МЦД-2
Тарифное меню на примере МЦД-2

Если у вас безлимитный проездной по территории Москвы (платите определённую сумму раз в 30, 60 или 90 дней, в зависимости от билета), то по сути ваша поездка на МЦД будет бесплатной (но только в пределах столицы). И это не только на "Иволгах", но и на "Аэроэкспрессах", которые теперь останавливаются практически на всех станциях.

Но, как тут оказалось "хвост достали, а нос увяз". Пострадавшие оказались и здесь - это пассажиры "Аэроэкспресса", которым теперь во-первых нужно дольше добираться до Шереметьево от Белорусского вокзала, а во-вторых, как можно быстрее забегать с чемоданами в поезд. Ведь теперь на Белорусской "Аэроэкспресс" стоит всего лишь 2 минуты.

Совет: если вы хотите быстро добраться на "Аэроэкспрессе" до аэропорта Шереметьево, то садитесь на него на Окружной (там и метро, и МЦК). Или доезжайте до метро "Ховрино", там есть экспресс-автобус по платной трассе.

Станция Белорусская, она же Белорусский вокзал.
Станция Белорусская, она же Белорусский вокзал.

И ещё один нюанс. На "Аэроэкспрессах" ходят вообще 6-тивагонные поезда (ещё меньше, чем на "Иволге"), так что лучше заранее вставать к первой половине платформы. Зато там поезда вроде как двухэтажные (сам лично это проверю). Так что по сути, на МЦД-1 есть поезда от Одинцово каждые 15 минут. Сначала "Иволга" (или обычная электричка), потом "Аэроэкспресс").

Подводя итоги, я хочу остановиться на пару нюансах для вас.

"Иволга"

Главный минус этого поезда и всего МЦД - на нём всего лишь 7 вагонов. Для московских электричек это катастрофа, ведь каждый поезд в утренний час пик забивается чуть ли не "в мясо". Поэтому первым важным решением должно быть увеличение числа вагонов в поезде (интересно, а как это коснётся "Аэроэкспрессов).

Ещё одно неудобство, по мнению многих, это то, что сидения расположены лицом друг к другу. Но тут уж, как говорится, дело вкуса, хотя мне сидения на МЦК нравятся больше. А в целом, поезд произвёл неплохое впечатление, он бесшумный, и едет он плавно (если не считать его "чихания"). И в нём можно зарядить гаджеты через USB-разъёмы (в "Иволге" 2.0 такие есть под каждым сидением). Кстати, на дверях "Иволги" есть кнопки. Привыкайте к тому, что если вы хотите войти в поезд или выйти из него, нужно сначала нажать на кнопку для открытия двери.

Турникеты и валидаторы

Тут нужно перепрограммировать систему валидаторов, чтобы они наконец-то заработали как следует. Совсем не хочется, чтобы люди тратили на это свои деньги, а главное нервы. Особенно, если в конце им прилетит штраф за неоплаченный проезд.

Пути и интенсивность движения

Многим показалось, да и мне тоже, что в плане инфраструктуры запуск МЦД был поспешным. Ведь сейчас нет нормальных возможностей для организации "наземного метро". Поезда едут по обычным дорогам, поэтому и напряжённость движения на МЦД-1 и МЦД-2 возросла. Кроме того, мне остаётся посочувствовать тем, кто живёт за пределами МЦД, ведь время их поездки увеличилось, и неизвестно теперь, что там с экспрессами. И ещё интересно, как же теперь поживают на этих магистралях поезда дальнего следования (но думаю, что вот здесь как раз всё фиолетово). Однако к 2025 году планируют построить новые пути на всех диаметрах, а значит поезда МЦД будут ездить именно на них.

Вид на "Иволгу" из "Иволги" на Курском вокзале.
Вид на "Иволгу" из "Иволги" на Курском вокзале.

Вот мы и "распаковали" МЦД. Это только самое начало. В целом, проект нужный. Но если его действительно хотят сделать "наземным метро", то предстоит ещё уйму работы. Ведь мало просто запустить дороги. Нужно, чтобы нам, простым пассажирам, было удобно и комфортно, и чтобы мы могли добраться как следует до метро, до работы, до дома. К 2025 году планируется построить ещё 3 диаметра, которые охватят все направления Московской железной дороги, и может к тому моменту все ошибки при запуске МЦД будут учтены.

Кстати, если сравнивать новый проект с МЦК (а именно его успех и подстегнул к созданию МЦД), то там при открытии почему-то не было никаких особых трудностей, хотя совершенствовать дорогу продолжают до сих пор. Но это может быть связано с тем, что Московское центральное кольцо построили практически с нуля, а вот Московские центральные диаметры вторгаются в систему уже существующего пригородного транспорта, меняя его реальность. Работы ещё предстоит много. Но теперь есть, на что опираться. Надеюсь, все сделают правильные выводы.

UPD: Когда я уже закончил писать эту статью, стало известно, что по поручению мэра Москвы Сергея Собянина с сегодняшнего дня увеличивается количество вагонов на всех поездах второго диаметра МЦД до 10-11, а в течение следующих 15 дней и на первом диаметре (по слухам, кстати, на второй диаметр хотят запустить "Ласточки"). А кроме того в течение 2 недель проезд на МЦД будет бесплатным. За это время должны наладить оборудование на всех валидаторах и турникетах.

А каковы ваши впечатления от МЦД? Это провал или успех? Нужен ли такой проект Москве? И как прошла ваша первая поездка на нём? Делитесь этим в комментариях. Спасибо за внимание! Поехали покатаемся!

  • Все фотографии сделаны автором статьи.