Go Arctic
4282 subscribers

Аста Нильсен: датская звезда мирового кино в роли эскимосской девушки

11 сентября исполняется 140 лет с момента рождения Асты Нильсен – одной из первых кинозвезд, секс-символа эпохи немого кино. В 1910 – 1920-е годы она была особенно популярна в России и Германии.

Постер фильма «Эскимосская девушка». В главной роли Аста Нильсен. Из коллекции Потсдамского музея кино
Постер фильма «Эскимосская девушка». В главной роли Аста Нильсен. Из коллекции Потсдамского музея кино
Постер фильма «Эскимосская девушка». В главной роли Аста Нильсен. Из коллекции Потсдамского музея кино

Несмотря на то, что она, в основном, снималась в реалистичных драмах, ей также был присущ дар комедиантки. Вспомнить хотя бы фильм «Эскимосский младенец» (нем. Das Eskimobaby), где она исполнила роль инуитки из Гренландии.

Звезда родилась в Копенгагене, она с детства увлеклась театральным миром и с двенадцати лет уже выступала в качестве оперной хористки. За работой в театре закономерно последовала съемка в кино. Уже первый фильм Нильсен «Бездна» (дат. «Afgrunden», 1910 год) обеспечил ей и ее будущему мужу, режиссёру Петеру Урбану Гаду известность. Поскольку в 1910-е годы датский кинематограф был на подъеме и датские фильмы пользовались популярностью не только в Скандинавии, но и в других частях Европы и даже в США, то Аста Нильсен одномоментно стала звездой мирового масштаба.

Муж-режиссер снял Асту Нильсен в шести фильмах, из которых можно выделить комедийную дилогию про Ангелочка: «Ангелочек» (нем. «Engelein», 1914 год) и «Свадьба ангелочка» (нем. «Engeleins Hochzeit», 1916 год). Тогда она получала самую высокую среди кинозвезд заработную плату (в пересчете на американскую валюту: 80 000 долларов в год). Аста Нильсен была популярна повсеместно: например, в 1911 году в России она была признана самой популярной кинозвездой. Кстати, ее имидж повлиял на образ русской кинозвезды Веры Холодной (1893 – 1919 гг.).

Аста Нильсен в роли Гамлета. Кадр из фильма «Гамлет».
Аста Нильсен в роли Гамлета. Кадр из фильма «Гамлет».
Аста Нильсен в роли Гамлета. Кадр из фильма «Гамлет».

В это время Нильсен работала преимущественно в Германии, где в 1921 году основала кинопрокатную компанию «Аста филмс» («Asta Films»). Самым известным фильмом компании стал «Гамлет» (1921 год, режиссеры датчанин Свенд Гаде и немец Хайнц Шалль), где Аста Нильсен исполнила главную роль принца датского.

Следует отметить, что в это время в жизни и на экране ее партнером был русский киноактер Григорий Хмара (1878 – 1970 гг.), известный по главным ролям в фильмах Роберта Вине «Раскольников» (1923 год) и «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (1923 год). В библейской драме Аста Нильсен сыграла Марию Магдалену.

Аста Нильсен.
Аста Нильсен.
Аста Нильсен.

Появление звука в кинематографе завершило много кинокарьер. Так и Аста Нильсен, снявшись в 1932 году в своем первом и последнем звуковом фильме «Недопустимая любовь» (нем. Unmögliche Liebe), больше не возвращалась к актерству.

После прихода нацистов к власти актриса была приглашена на приём для киноактеров, где с ней за одним столиком сидел не кто иной как Адольф Гитлер, а Йозеф Геббельс предложил ей сотрудничество, пообещав создать для неё специальную киностудию. Однако Нильсен не приняла предложение и в 1937 году вернулась в родную Данию, где умерла в 1972 году.

По пути в Германию. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
По пути в Германию. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
По пути в Германию. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

Наивная эскимосская девушка

В 1916 году Аста Нильсен снялась, пожалуй, в своем самом арктическом фильме «Эскимосский младенец» (режиссеры Хайнц Шалль и Вальтер Шмидтесслер). Премьера состоялась 4 апреля 1918 года в Берлине. Партнером по кинокартине выступил Фредди Вингард.

По сюжету фильма молодой полярный исследователь Кнуд Преториус возвращается в отчий дом из Гренландии и привозит с собой девушку-эскимоску Ивигтут Сигурдсен. Это стало сюрпризом как для родителей молодого человека, так и для его невесты Анны фон Торн.

Ивигтут и зеркало. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Ивигтут и зеркало. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Ивигтут и зеркало. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

Для эскимоски, незнакомой с «благами современности», появление в Европе стало настоящим шоком: она виснет на стоп-кране в поезде, экстренно останавливая его, нажимает ночью на звонок, вызывая горничную и т.д. Во время отчета о поездке в Гренландию в исследовательском институте Кнуд демонстрирует Ивигтут наряду с чучелами птиц, при этом она обнюхивает профессора, предпочитая доверять своему носу, а не глазам. Все это выглядит по-настоящему смешно, и следует отметить комедийный талант Асты Нильсен.

Демонстрация эскимоски в исследовательском институте. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Демонстрация эскимоски в исследовательском институте. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Демонстрация эскимоски в исследовательском институте. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

После ссоры в доме Преториусов Ивигтут убегает «назад в Гренландию», вернее, проплыв через реку на лодке, она начинает «охотиться» на вещи в супермаркете (по сути, занимается лутингом). За такое заимствование ее задерживает охрана и отпускает только после приезда Кнуда. Невеста и родители, понимая, что Кнуд влюблен в эскимоску, пытаются от нее избавится, но она внезапно теряет сознание. Прибывший врач констатирует, что Ивигтут беременна, и вскоре она рожает мальчика. Выясняется, что Кнуд и Ивигтут женаты, и бабушка с дедушкой примиряются с необыкновенной невесткой. Тем не менее, счастливые родители с младенцем уезжают в Гренландию.

Эскимосский нюх. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Эскимосский нюх. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».
Эскимосский нюх. Кадр из фильма «Эскимосский младенец».

Несмотря на то, что в образе Ивигтут использованы некоторые элементы культуры инуитов (орнамент на одежде, «эскимосский поцелуй» (трение носа о нос)), конечно же, она, скорее, представляет собой обобщенный образ «благородного дикаря». Как чукча в советских анекдотах олицетворял собой гипертрофированные представления о малых коренных народах севера, так и Ивигтут представляет собой «дитя природы, которое знакомится с цивилизацией».

Афиша отреставрированной версии фильма «Эскимосский младенец».
Афиша отреставрированной версии фильма «Эскимосский младенец».
Афиша отреставрированной версии фильма «Эскимосский младенец».

Фильм напрочь лишен колониального пафоса (к тому же, Гренландия не была колонией Германии) и представляет собой пример легкой романтической комедии с использованием образа «наивной чукотской (в данном случае инуитской) девушки». При этом над главной героиней смеются по-доброму, помогают ей, обучают. Она не обманывается в своих ожиданиях, ведь немец Кнуд искренне любит ее и ради этого готов переехать в неродную для себя Гренландию.

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic