Go Arctic
6145 subscribers

Красная палатка на арктическом льду: спасение Нобиле и советско-итальянский фильм

Европа                             
гибель                                               
 предвещала нам по карте,
мешала,                             
 врала,                                               
 подхихикивала недоверчиво,
когда                                                               
в неведомые        
   океаны Арктики 
железный «Красин»                                      
 лез,                                
 винты заверчивая.

В.В. Маяковский «Крест и шампанское» (1928 год)

Постер фильма «Красная палатка». Источник: filmtreasures.files.wordpress.com
Постер фильма «Красная палатка». Источник: filmtreasures.files.wordpress.com

15 апреля 1928 года дирижабль «Италия» с прославленным генералом Умберто Нобиле сотоварищи на борту вылетел из Милана. 23 мая того же года он достиг Северного полюса, где сбросил итальянский флаг и католический крест. На обратном пути «Италия» разбилась об арктические льды, часть экипажа погибла, а другая – провела около месяца в «красной палатке». Выжившие были эвакуированы советской спасательной группой. Был ли виноват в катастрофе сам Нобиле? Почему спустя 40 лет советский режиссер Михаил Калатозов снял об этом фильм с Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудией Кардинале и Никитой Михалковым?

Первая экспедиция

В 1926 году Умберто Нобиле участвовал в северной экспедиции вместе с «Наполеоном полярных стран» Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. Нобиле не был рядовым участником: он лично спроектировал дирижабль полужесткой конструкции «Норвегия» и командовал полетом.

Умберто Нобиле и дирижабль «Норвегия». Фото из открытых источников
Умберто Нобиле и дирижабль «Норвегия». Фото из открытых источников

10 апреля «Норвегия» вылетела из Рима и 12 мая с 13:30 до 16:00 исследовала акваторию Северного полюса с воздуха. Через два дня дирижабль благополучно достиг Аляски, был разобран и перевезен в Италию.

Молодому фашистскому режиму нужны были герои, поэтому Рим встретил Нобиле как триумфатора. Муссолини произвёл Умберто в генералы. Однако новоиспеченный генерал нравился не всем: его противником был Итало Бальбо – самый молодой из «квадрумвиров» (организаторов «похода на Рим») и будущий руководитель королевских ВВС. Он как сторонник самолетостроения не был в восторге от возвышения Нобиле – лоббиста дирижаблестроения.

Триумф Нобиле. Фото из открытых источников
Триумф Нобиле. Фото из открытых источников

Да и в мире далеко не все согласились с прославлением Нобиле: большинство европейцев и американцев считали, что честь достижения Северного полюса принадлежит начальнику экспедиции, прославленному норвежскому исследователю Руалю Амундсену.

«Италия» на полюсе

Для того чтобы доказать первенство Италии и дирижаблестроения в деле покорения арктического неба, Нобиле усовершенствовал конструкцию «Норвегии» и стал готовиться к новой экспедиции. Дирижабль «Италия» был чуть меньше и легче своего предшественника. Он развивал меньшую скорость, зато мог принять больше топлива.

«Италия». Фото из открытых источников
«Италия». Фото из открытых источников

В число участников новой экспедиции, помимо Нобиле, вошли метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли и еще 12 членов экипажа, а также фокстерьер Титина.

31 марта, за несколько дней до вылета из Италии, экипаж дирижабля встретился с папой римским Пием XI, который передал Нобиле большой, освящённый им лично, деревянный крест, чтобы установить его на полюсе. Этот жест был важен как для Ватикана, который с помощью креста «застолбил за собой» территорию, так и для Национальной фашистской партии, которой был необходим символический союз с «наследниками апостола Петра».

Экипаж «Италии» и крест. Фото из открытых источников
Экипаж «Италии» и крест. Фото из открытых источников

Во время полета на Северный полюс «Италию» сопровождали скверные погодные условия, истрепавшие обшивку дирижабля. После успешного, но беспосадочного достижения Северного полюса «Италия» в условиях шквального ветра и сильного обледенения легла на обратный курс.

Нобиле предлагал двигаться в сторону Канады, но метеоролог Мальмгрен был уверен, что ветер вскоре переменится, поэтому было принято решение сохранить курс на Шпицберген. 25 мая в пол-одиннадцатого дирижабль, летевший на высоте 200—300 м, резко отяжелел и начал снижаться со скоростью приблизительно полметра в секунду. Несмотря на сброс балласта, «Италия» ударилась о лед, в результате чего оторвалась гондола управления. Неуправляемый дирижабль, в котором находилась так называемая «группа Алессандрини» (6 человек) и основная часть снаряжения, продовольствия и оборудования, ветром унесло на восток.

«Группа Алессандрини». Фото из открытых источников
«Группа Алессандрини». Фото из открытых источников

Остальные члены экипажа (за исключением погибшего моториста) получили травмы различной степени тяжести и остались на льду. Благо удалось найти четырёхместную палатку, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 кг пеммикана и 41 кг шоколада), пистолет с патронами, секстант, три хронометра и коротковолновую радиостанцию. Палатку для лучшей видимости выкрасили в красный цвет, взяв краску из шаров, которые использовались для определения высоты полета.

Красная палатка и ее обитатели. Фото из открытых источников
Красная палатка и ее обитатели. Фото из открытых источников

Красный триумф

Жертвам крушения удалось определить координаты, которые были переданы в радиоэфир. 3 июня советский радиолюбитель Николай Рейнгольдович Шмидт из деревни Вохма Северо-Двинской губернии принял сигнал бедствия и передал его далее по инструкции. 12 июня из Архангельска на помощь двинулся ледокол «Малыгин», а через четыре дня – ледокол «Красин» из Ленинграда.

Вырезка из газеты с портретом Шмидта. Фото из открытых источников
Вырезка из газеты с портретом Шмидта. Фото из открытых источников

Авиаторы также не могли оставаться в стороне. 18 июня французский самолет с Руалем Амундсеном на борту вылетел из Тромсё в сторону Шпицбергена, но пропал. 20 июня итальянский гидросамолёт доставил на льдину продовольствие и медикаменты. 23 июня шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане вывез со льдины Нобиле вместе с Титиной на шведскую авиабазу. Впоследствии Умберто Нобиле не раз упрекали в том, что он покинул место дрейфования, хотя, как руководитель, должен был эвакуироваться последним.

Эвакуированный Нобиле. Фото из открытых источников
Эвакуированный Нобиле. Фото из открытых источников

11 июля советский летчик Борис Чухновский (с ледокола «Красин») обнаружил «группу Мальмгрена» – трех человек, куда помимо шведа входили штурманы Цаппи и Мариано, которые 30 мая вышли из лагеря, чтобы добраться до Шпицбергена пешком. На следующий день двух итальянцев забрал «Красин», но шведа с ними не было. По словам Цаппи, Мальмгрен не смог идти от истощения и попросил, чтобы его оставили умирать и забрали одежду (при этом он не отдал им письма от тех, кто остался в красной палатке). При этом сам Цаппи был бодр, силён (несмотря на тяжелейший тринадцатидневный переход) и одет в несколько слоев одежды. Все это породило слухи о том, что Цаппи что-то скрывал…

Финн Мальмгрен и свидетели его смерти. Фото из открытых источников
Финн Мальмгрен и свидетели его смерти. Фото из открытых источников

В тот же день «Красин» взял на борт пятерых оставшихся в живых человек. «Группу Алессандрини» так и не обнаружили, и поисковая экспедиция была завершена.

Жизнь после спасения

Поначалу Умберто Нобиле был встречен в Италии восторженно, но вскоре его решения (разделение группы и, особенно, эвакуация первым) были раскритикованы руководством страны. За пределами Италии также немного людей поддерживало Нобиле, помня о судьбах скандинавов Амундсена и Мальмгрена.

СССР также не преминул указать на недостатки организации «фашистской» экспедиции, но вскоре, воспользовавшись разногласиями Нобиле с правящей партией, советское руководство пригласило его на работу.

Реабилитированный Нобиле. Избирательная кампания 1946 года. Фото из открытых источников
Реабилитированный Нобиле. Избирательная кампания 1946 года. Фото из открытых источников

По окончанию Второй мировой войны Умберто Нобиле сумел конвертировать свои разногласия с фашистами: он был полностью реабилитирован новой властью и выиграл выборы в Учредительное собрание как независимый депутат (по спискам Коммунистической партии Италии), а позднее преподавал в Неаполитанском университете.

Красная на белом

В 60-е годы отношения между СССР и Италией были довольно неплохими, а в области кинематографии и подавно. В 1964 году в прокат вышла советско-итальянская кинолента «Они шли на Восток» (режиссеры Джузеппе Де Сантис и Дмитрий Васильев), а в 1970 году – фильм «Подсолнухи» (режиссер, Витторио де Сика). Обе кинокартины были о Великой Отечественной войне и снимались преимущественно в СССР. Однако, между Италией и Советским союзом была не только война.

Постер фильма «Красная палатка». Фото из открытых источников
Постер фильма «Красная палатка». Фото из открытых источников

В 1968 году продюсер Франко Кристальди предложил вложить 10 миллионов долларов в производство фильма «Красная палатка» о спасении экспедиции Нобиле. В первую очередь, его интересовала съемка советской Арктики (Земля Франца-Иосифа), аренда ледокола и самолетов, а во вторую – трудоустройство жены – знаменитой Клаудии Кардинале. Для этого в реальную историю была добавлена сюжетная линия медсестры Валерии – возлюбленной Мальмгрена.

Кадр из фильма «Красная палатка»
Кадр из фильма «Красная палатка»

Режиссером был выбран известный в СССР и за рубежом Михаил Калатозов (урождённый Калатозишвили, 1903 — 1973 гг.). Роль Нобиле сыграл австралиец Питер Финч, Амундсена – шотландец Шон Коннери, кроме того в фильме снялись советские актеры: Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Соломин, Борис Хмельницкий, Юрий Визбор и др.

По сюжету фильма престарелый Нобиле в своей библиотеке, украшенной статуями, в квартире с видом на Колизей мучается угрызениями совести и виртуально собирает умерших и живых участников полярной экспедиции, чтобы они устроили «товарищеский суд».

Кадр из фильма «Красная палатка»
Кадр из фильма «Красная палатка»

Дальнейшие события показаны достаточно близко к истории, вернее к воспоминаниям итальянских и советских участников. В этом советско-итальянском фильме спаситель Нобиле шведский летчик Эйнар Лундборг фактически назван виновным в том, что из корыстных побуждений уговорил начальника экспедиции эвакуироваться первым. Погибший при загадочных обстоятельствах швед Финн Мальмгрен обвинялся в том, что дал не правильный прогноз и 15 июня фактически покончил жизнь самоубийством, а норвежец Руаль Амундсен – в том, что спровоцировал Нобиле на эту экспедицию. В общем, во всем виноваты скандинавы, а жизнелюбивые итальянцы – жертвы обстоятельств.

Кадр из фильма «Красная палатка»
Кадр из фильма «Красная палатка»

От режиссера требовалось соединение соцреализма о полярных авиаторах («Валерий Чкалов, 1941 год) и «актерского» кино неореализма («Летят журавли», 1957 года). Однако, давление итальянской стороны не позволило, на мой взгляд, сделать цельный продукт: советская съемочная группа хотела сделать психологическую драму о вине Нобиле, а продюсер Кристальди – приключенческий фильм об Арктике. Фактически и были сделаны два разных фильма (две монтажные версии с разными сценами): советский с музыкой Зацепина и хронометражем 158 минут, и интернациональный – с музыкой Морриконе, длительностью 121 минуту.

Кадр из фильма «Красная палатка»
Кадр из фильма «Красная палатка»

Несмотря на прекрасные кадры арктической природы, великолепную музыку, популярных актеров фильм не был успешен в прокате за пределами Италии и СССР, и стал последней лентой, снятой великим режиссером. В 1972 году «Красная палатка» была номинирована на «Золотой глобус» в редкой для советского и итальянского кино категории «Лучший иностранный фильм на английском языке», где ей противостояли сразу пять британских фильмов.

Генерал Умберто Нобиле умер в Риме в 1978 году (он присутствовал на премьере фильма и, вероятно, обиделся на слова «о горячей ванне») в возрасте 93 лет. Сначала он был объявлен героем нации, позднее в результате трагедии и интриг был лишен почестей, но в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Тем не менее вопросы об ошибках, допущенных Нобиле: сохранение курса, разделение группы (повлекшее смерть Мальмгрена), эвакуация первым и др. по-прежнему остаются.

Кадр из фильма «Красная палатка»
Кадр из фильма «Красная палатка»

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic