Предшественники викингов: Беовульф и Вендель

29 October 2020

Скандинавское Средневековье знаменито эпохой викингов. Об этом периоде написаны шкафы книг и сняты сотни фильмов. Однако о том, что происходило на севере Европы до этого времени, да и после него, читателям и зрителям известно гораздо меньше.

Беовульф. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель» (2005 год, режиссер Стурла Гуннарссон). Источник: clubdesmonstres.com
Беовульф. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель» (2005 год, режиссер Стурла Гуннарссон). Источник: clubdesmonstres.com

Конечно, и задолго до этого были набеги и даже целые миграции северных народов: например, прославленные готы из Швеции дошли до Северного Причерноморья, до испанских и итальянских земель. Однако мало какое событие сравнится с набегами викингов и их роли в жизни европейских государств. Но кто были их предки? Что происходило в самой Скандинавии до того, как ее самые пассионарные жители массово ринулись за добычей в более южные земли?

Вендельское время

Эпоха Вендель в истории Швеции и окрестных земель занимает промежуточное место между ярким началом Великого переселения народов и эпохой викингов. Это относительно спокойное время в сравнении с тем, что было до и после. Историки датируют Вендель 550 – 793 гг. н.э. Тогда еще сильно было местное язычество с центром в Старой Уппсале в Уппланде (центрально-восточная часть Швеции), где располагались священные рощи и могилы правителей, но уже все чаще и чаще на эту землю приходили христианские миссионеры, в основном, кельтского происхождения.

Вендельский шлем. Источник: Ola Myrin, Statens historiska museum
Вендельский шлем. Источник: Ola Myrin, Statens historiska museum

Королевство свеев (предков современных шведов), располагавшееся в то время в Уппланде, поддерживало активные контакты с Центральной Европой. Короли богатели за счет производства железа из руд, залегавших на подвластных им территориях. Металл и металлические изделия экспортировались южнее, а полученная прибыль тратилась в числе прочего на богато оформленное вооружение и средства защиты. Именно красивые, богато инкрустированные мечи, топоры, шлемы, конское убранство и украшения стали «визитной карточкой» эпохи Вендель.

Миниатюра вендельского воина. Источник: soga-miniatures.ru.com
Миниатюра вендельского воина. Источник: soga-miniatures.ru.com

Также значимыми признаками того времени были игра в тавлеи (нечто среднее между нардами, го, шашками и шахматами) и традиция захоронения в ладье.

Впрочем, эпоха Венделя оставила свой след не только в виде материальных памятников (погребений и кладов), но и в эпической форме. До наших дней сохранился один из древнейших эпосов, повествующих о подвигах и славе скандинавских героев эпохи Вендель.

Беовульф

«Беовульф» (др.-англ. Beoƿulf, буквально «пчелиный волк», то есть «медведь») — англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Ютландии. Эпос, названый в честь главного героя, был создан в конце VII или в начале VIII века, сохранился в единственном списке XI века, и был издан только в 1815 году.

Иллюстрация из российского издания «Беовульфа». Источник: labirint.ru
Иллюстрация из российского издания «Беовульфа». Источник: labirint.ru

Поэма рассказывает о победах Беовульфа над двумя чудовищами: Гренделем и его матерью, а также драконом. Грендель нападает на чертог вождя Хродгара и убивает его дружинников. Для борьбы с чудовищем, в благодарность за услугу, оказанную его отцу, прибывает храбрый военачальник гаутов (народа-предка для современных шведов, возможно, родственного готам) Беовульф.

Беовульф в ночной схватке отрывает Гренделю руку и последний умирает. Мать Гренделя попыталась отомстить, но также была повержена.

Во второй части эпоса Беовульф, уже сильно постаревший вождь гаутов, вступает в поединок с драконом, охранявшим клад и мстящим за посягательство на сокровище. Герой убивает дракона, но и сам получает смертельную рану. Дружина достойно погребает Беовульфа, сжигая тело вместе с сокровищем.

Беовульф и Толкин

Интересно, что одним из крупнейших исследователей «Беовульфа» был профессор Джон Рональд Руэл Толкин (1892–1973 гг.), который занялся переводом и изучением поэмы после демобилизации с фронта Первой мировой войны. Занимаясь литературоведением и филологией, Толкин решил написать современный английский эпос. Писатель творчески переработал всю эпическую европейскую традицию: «Беовульфа», «Нибелунгов», «Легенд о короле Артуре» и даже «Калевалу», став одним из основоположников литературы в жанре фэнтези.1

Теоден в окружении воинов Рохана. Кадр из трилогии «Властелин колец» (2001–2003 гг., режиссер Питер Джексон). Источник: arwen-undomiel.com
Теоден в окружении воинов Рохана. Кадр из трилогии «Властелин колец» (2001–2003 гг., режиссер Питер Джексон). Источник: arwen-undomiel.com

В фэнтезийных мирах Толкина нашлось место и Торину Дубощиту (смерть которого сродни кончине Беовульфа), и охранявшему сокровище дракону Смаугу, и королю Теодену Роханскому (возможно, был использован образ Хродгара), и самим жителям Рохана, напоминающего Королевство свеев в Уппланде. Подобную параллель уловили Питер Джексон и его съёмочная группа, использовав в изображении жителей Рохана элементы эпохи Вендель, пусть и сильно фэнтезийно стилизованные.

Экранизации «Беовульфа»

Эпос «Беовульф» неоднократно экранизировали. Можно вспомнить одноименный мультфильм (1998 год, режиссер Юрий Кулаков) российско-британо-американского производства, который сюжетно достаточно точно пересказывает события эпоса. Юрию Кулакову, который в 2004 году создал мультфильм о князе Владимире, удалось передать мрачную красоту северного Средневековья, правда без использования вендельского антуража. Грендель предстал в образе болотной твари, а его мать похожа на Ктулху.

Беовульф. Кадр из мультфильма «Беовульф» (1998 год, режиссер Юрий Кулаков). Источник: pinterest
Беовульф. Кадр из мультфильма «Беовульф» (1998 год, режиссер Юрий Кулаков). Источник: pinterest

Занятно, что герой убивает мать Гренделя мечом с рукоятью «антенного типа», которая больше характерна для Бронзового или Железного веков (например, для Гальштатской культуры).2 Причем меч он находит в убежище матери Гренделя, где покоится много героев былых времен. Интересно, что дружинники старого Беовульфа во второй части мультфильма определенно уже похожи на викингов. Таким образом, в мультфильме прослеживается хронологическая линия: семья Гренделя относится к Бронзовому или Железному векам, сам Беовульф – герой Венделя, а его дружинники-наследники станут викингами.

Также заслуживает упоминания попытка экранизации Роберта Земекиса 2007 года, запомнившаяся компьютерным видеорядом и компьютерной же Анжелиной Джоли в образе матери Гренделя.

Некоторые сюжетные ходы «Беовульфа» использованы в историческом фильме «Тринадцатый воин» (1999 год, режиссер Джон Мактирнан) – картине, пожертвовавшей историчностью в угоду зрелищности. Хотя некоторые сцены фильма, например, «похороны знатного викинга», интересны с точки зрения экранизации средневековых письменных источников.

С исторической, даже скорее археологической, точки зрения важны две экранизации «Беовульфа», противоположные в точке зрения на природу происхождения Гренделя.

Беовульф и Вендель: архаизация Гренделя

В 2005 году в мировой кинопрокат вышла лента канадского режиссера исландского происхождения Стурлы Гуннарссона «Беовульф и Грендель». Картина с Джерардом Батлером полюбилась как неискушенным зрителям, так и археологам, которые на вопрос, как выглядят вендельские вещи и быт той эпохи, отсылали к этому фильму.

Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: icelandicfilms.info
Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: icelandicfilms.info

Стурла Гуннарсон достаточно точно экранизирует первую часть «Беовульфа», добавив предысторию и некоторые побочные сюжетные линии христианского священника и местной ведьмы. Грендель, например, показан троллем, который ближе к неандертальцу, чем к современному человеку. Он, как и положено, троллит Беовульфа, бросая камешки в его роскошный вендельский шлем, а также убивает дружинников Хродгара в его чертоге.

«Фульский король» (1896 г., художник Пьер Жан ван дер Аудер). Источник: Wikimedia Commons
«Фульский король» (1896 г., художник Пьер Жан ван дер Аудер). Источник: Wikimedia Commons

Стеллан Скарсгард в образе вечно пьяного Хродгара похож одновременно на Теодена, находящегося под чарами Гримы Червеуста, из первой трилогии Питера Джексона, и на «Короля Туле» с одноименной картины бельгийского художники Пьера Жана ван дер Аудеры.

Джерард Батлер в образе Беовульфа. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: filmpro.ru
Джерард Батлер в образе Беовульфа. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: filmpro.ru

Джерард Батлер в образе Беовульфа визуально похож одновременно на образ Иисуса Христа и Данилу Козловского в роли Владимира, хотя, скорее всего, последнее сходство вызвано сознательным подражанием российского актера.3

«Этнографически» занятно показана сцена пира в длинном доме, в котором живут, веселятся и умирают дружинники. Важно, что при этом показаны исторические питейный и сигнальный рога, а не они же на шлемах.

Пир. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: my-hit.org
Пир. Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: my-hit.org

Интересна интерпретация мотива крещения местных жителей: если в реальности скандинавы могли несколько раз креститься, чтобы получить крестильный дар в виде сорочки, то в фильме люди принимают христианство, чтобы избежать убийств Гренделем («боги спят, а Иисус не спит»).

Весь фильм исландца Гуннарссона пронизан любовью к скандинавской старине, даже Гренделя он делает ее частью, лишая демоничности, приписываемой христианами, очеловечивая монстра, показывая мотивы его поступков. Беовульф завершает процесс мести, когда отдает положенные почести убитому Гренделю на глазах его сына.

Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: my-hit.org
Кадр из фильма «Беовульф и Грендель». Источник: my-hit.org

В фильме прекрасно показаны «визитные карточки» Венделя: богато украшенные шлемы с масками, фибулы для скрепления плаща, украшения королевы, поясные наборы, религиозные церемонии (языческая и христианская), игра в тавлеи, гадание на костях, а также северная природа, скачка на пони и, конечно же, вяленье хаукарля.4

Иноземец: футуризация Гренделя

Через три года после «Беовульфа и Гренделя» вышел фильм, который в российском прокате, недолго думая, но мечтая о прибыли, назвали «Викинги» (или «Викинги против пришельцев»)5, хотя картину Ховарда Маккейна «Outlander» лучше переводить как «Иноземец» или даже «Инопланетянин». Грендель и Беовульф показаны выходцами из другого, гораздо более технологичного мира.

Постер к фильму «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: afisha.ru
Постер к фильму «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: afisha.ru

Несмотря на фантастические детали и сам образ Беовульфа, как своеобразного прогрессора типа Максима Каммерера или Андрея Брюса, быт местных жителей показан достаточно близко к эпохе Вендель. Художник по костюмам фильма Дебра Хэнсон признавалась, что использовала эскизы Нинт Рэй – художника «Беовульфа и Гренделя».

Кадр из фильма «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: teleguide.info
Кадр из фильма «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: teleguide.info

Нет такой детальности, как в «Беовульф и Грендель», вероятно, весь бюджет ушел на спецэффекты, хотя сцена погребения в ладье показана достаточно точно, а прообразом погребальной ладьи послужил корабль из Осеберга, бытовавший в первой половине IX века.

Кадр из фильма «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: teleguide.info
Кадр из фильма «Викинги»/«Викинги против пришельцев». Источник: teleguide.info

Археология кино

Многочисленные кинокартины про викингов6 создали притягательный образ северных героев. Многие зрители после просмотра заинтересовались историей Средневековья в Скандинавии и соседних странах (в том числе и историей своей Родины), стали заниматься военной и бытовой исторической реконструкцией. Это, несомненно, положительная роль киноиндустрии в патриотическом воспитании.

Продюсеры и режиссеры эксплуатируют образ викингов, делая его все более приближенным к нашему времени, пренебрегая историчностью. К сожалению, очень мало снято исторических фильмов (или они не пользуются популярностью) про эпохи, предшествующую и последующую времени викингов.

К счастью, в фэнтезийных (порой достаточно посредственных с точки зрения жанра) фильмах изредка можно увидеть реплики предметов, ассоциированных с конкретной эпохой. Визуальный образ предмета вооружения или защиты, украшений или одежды в фэнтезийном кино также порождает интерес зрителя к истории и археологии, преподавателю помогает лучше «подать материал», а слушателю – его усвоить.

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

Примечания:

1 См. о «Калевале» и влиянии эпоса на Толкина и других.

2 Подобный меч с антенновидным навершием таким же образом нашел и применил Беовульф в фильме «Беовульф и Грендель».

3 Вообще фильм «Викинг» (2017 год, режиссер Андрей Кравчук) довольно много позаимствовал у картины «Беовульф и Грендель».

4 См. подробнее о скандинавских фильмах о викингах и хаукарль.

5 Забавно, что еще одна попытка дать трактовку образа Гренделя с точки зрения фантастики в российском прокате получила название «Биоволк». Не везет фантастическим экранизациям «Беовульфа» с переводчиками. Хотя роль Беовульфа исполнил всенародно любимый Горец, «икона героического фэнтези» – Кристофер Ламберт.

6 См. про историчность фильмов о викингах здесь и здесь.