15,8K подписчиков

«Саамская кровь»: шведский фильм о выборе идентичности

531 прочитал

Саамы – народ, живущий в массе своей на территориях России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Правительство каждой из стран по-разному выстраивало отношения с этим своеобразным народом. Кинематограф каждой из Северных стран также стремится показать свой особенный образ саама.

Постер фильма «Саамская кровь».
Постер фильма «Саамская кровь».

Особняком стоят кинокартины, снятые режиссерами с саамскими корнями. Шведский фильм «Саамская кровь», снятый таким режиссером, показывает жизнь саамов в этой скандинавской стране.

Норвежские фильмы о саамах «Проводник» (1987 год, режиссер Нильс Гёуп) и «Восстание в Каутокейно» (2008 год, режиссер Нильс Гёуп) показывают прошлое этого малого северного народа. Российская кинокартина «Кукушка» (2002 год, режиссер Александр Рогожкин) рассказывает о встрече русского, финна и саамки в 1944 году.

Режиссер Аманда Кернелл. Источник: Olotta / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0
Режиссер Аманда Кернелл. Источник: Olotta / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Шведский фильм «Саамская кровь» (2016 год) показывает жизнь саамов в XX и XXI веках. Режиссер картины Аманда Кернелл сама имеет саамское (южносаамское) происхождение по отцовской линии и поэтому неудивительно, что в 2015 году она сняла пятнадцатиминутный фильм «Stoerre Vaerie» (так на южносаамском называется горный район в Лапландии). В этой короткометражке Кернелл показала мучительный прием собственной идентичности саамкой Элле Марьи (актриса Мэй-Дорис Римпи). Она с сыном и внучкой (в которой угадывается сама Аманда) приезжает на похороны сестры и вспоминает свою жизнь. После успешного участия фильма в нескольких фестивалях было принято решение снимать полнометражный фильм, подробно показывающий жизнь саамов в интернате и мучительный выбор идентичности, а кадры из короткометражки были использованы в начале и конце фильма.

Постер фильма «Stoerre Vaerie».
Постер фильма «Stoerre Vaerie».

На главную роль юной Элле Марьи пригласили Лене Сесилию Спаррок, а ее младшую сестру сыграла ее младшая сестра Миа Эрика Спаррок, обе были настоящими саамками-оленеводами. Вообще, в фильме все саамские роли исполнили саамы, а шведские – шведы.

Сестры Спаррок на кинофестивале. Источник: IMDb
Сестры Спаррок на кинофестивале. Источник: IMDb

Сюжетно фильм как бы состоит из двух частей – современных событий, когда шведка Кристина с сыном Олле и внучкой Санной приезжают в саамское поселение, чтобы проститься с умершей младшей сестрой и ее воспоминаний о юности. Сначала они участвуют в церемонии прощания, а затем сын и внучка улетают на вертолете в саамские стойбища, чтобы участвовать в обряде «клеймения» оленя, когда специальным ножом животному подрезают ухо. Сын хочет, чтобы мать также приняла участие в ритуале, но та предпочитает остаться в отеле и выпивать в обществе престарелых шведок, рассуждающих о том, какие саамы шумные и как от них дурно пахнет.

Саамские дети в интернате. Кадр из фильма «Саамская кровь».
Саамские дети в интернате. Кадр из фильма «Саамская кровь».

Оставшись одна, Кристина начинает вспоминать, как училась в 1930-х годах в специальном интернате для детей оленеводов и что ее звали саамским именем Элле Марья. К ней в интернат приезжает младшая сестра Ньенна, которая не желает там жить, а хочет поскорее вернутся к матери и оленям. И только традиционная саамская техника пения – йойк помогает Ньенне пережить расставание с привычным укладом жизни. Впрочем, йойк запрещен в интернате, как и многое другое: детей заставляют говорить на правильном шведском языке и не общаться по-саамски на уроках, в противном случае их бьют линейкой по рукам.

Три образа Эдит Сёдергран, стихи которой повлияли на выбор идентичности.
Три образа Эдит Сёдергран, стихи которой повлияли на выбор идентичности.

При этом Элле Марья сближается с учительницей Кристиной Лайлер из Смоланда, которая дает ей почитать книгу стихов уроженки Санкт-Петербурга Эдит Сёдергран. Ницшеанские стихи Сёдергран сподвигли Элле Марью бороться с унижениями в жизни. Она лучше всех говорит по-шведски, поэтому ей поручают приветствовать комиссию из Уппсалы, из Государственного института расовой биологии. Эта комиссия проводит исследование по физической антропологии, в связи с чем юных представительниц саамского народа измеряют и фотографируют обнаженными (сама сцена съёмки изображена, как расстрел). Элле Марья борется за свое достоинство, но проигрывает: антропологи используют ее как объект исследования, а затем шведские мальчики надрезают ей ухо, как клейменному саамскому оленю.

Антропологическое измерение. Кадр из фильма «Саамская кровь».
Антропологическое измерение. Кадр из фильма «Саамская кровь».

Все больше читая по-шведски стихи Эдит Сёдергран (которая выбрала себе шведскую идентичность) Элле Марья стремится порвать с саамским прошлым и стать «настоящей шведкой». Она переодевается в шведское платье, совершает обряд омовения (символическое крещение), чтобы избавиться от запаха, и идет на танцы, где знакомится с Никласом из Уппсалы, представившись своим шведским именем Кристина. После насильственного возвращения в интернат Элле Марью наказывают розгами, но это не самое страшное: от нее отворачиваются соплеменники (даже младшая сестра) за то, что она переоделась и убежала на танцы к шведам.

Никлас. Кадр из фильма «Саамская кровь».
Никлас. Кадр из фильма «Саамская кровь».

Элле Марья приходит к любимой учительнице, чтобы та помогла ей перебраться в Уппсалу для дальнейшего обучения, но та отказывает, так как «исследования показали, что саамы не могут жить в городе, и они нужнее в Лапландии». Тогда Элле Марья сбегает из интерната, крадет одежду в поезде и сжигает национальный костюм, оставляя только отцовский нож для клеймения оленей. Теперь она окончательно зовет себя Кристиной.

Кристина приезжает к Никласу и пытается остаться у него, но родители считают, что «саамы должны оставаться самими собой». Кристина ночует в парке, но тяга к знаниям не ослабевает, и она, представившись немкой Кристиной Маер, приходит учится в специальную гимназию в Уппсале.

Кристина на уроке физкультуры, где все выполняют шведскую гимнастику. Кадр из фильма «Саамская кровь».
Кристина на уроке физкультуры, где все выполняют шведскую гимнастику. Кадр из фильма «Саамская кровь».

Ей там все очень нравится, Кристина чувствует себя как рыба в воде. Поскольку гимназия платная (200 крон за два семестра), она приходит просить деньги к Никласу. Он празднует день рождения и собравшиеся просят Кристину исполнить йойк, она делает это, но чувствует себя неловко, потому что ей указывают на саамскую идентичность.

Кристина приходит за отцовским поясом. Кадр из фильма «Саамская кровь».
Кристина приходит за отцовским поясом. Кадр из фильма «Саамская кровь».

Никлас не дает денег, и Кристина вынуждена вернуться к матери, чтобы просить пояс умершего отца с серебряными украшениями, продав который, она сможет закончить обучение и интегрироваться в шведское общество. Поначалу мать отказывает, и Кристина в знак протеста убивает отцовским ножом «своего оленя», то есть свою саамскую идентичность, и получает заветный отцовский пояс.

События снова переносятся в современность: Кристина примиряется с сестрой (пусть и после смерти) и своим народом. Если саамке Элле Марье для того, чтобы стать шведкой Кристиной, пришлось сжечь национальный костюм, перестать исполнять йойк и даже зарезать отцовским ножом «своего оленя», то ее внучка Санна (читается режиссер фильма Аманда Кернелл), принимая участие в обряде клеймения оленя, хочет почувствовать свою «саамскую кровь», возможно, меняя свою идентичность.

Режиссер (в центре) и актрисы, исполнившие роль Элле Марьи / Кристины, в стилизованных саамских костюмах.
Режиссер (в центре) и актрисы, исполнившие роль Элле Марьи / Кристины, в стилизованных саамских костюмах.

Фильм «Саамская кровь» получил массу наград на фестивалях в Гетеборге, Салониках, Токио, Венеции и Санта-Барбаре, и признание кинокритиков и зрителей. Он показывает одну простую вещь: от своего народа просто так не уйти. Элле Марья «превратилась» в Кристину и интегрировалась в шведское общество, но ее потомки хотят помнить свои саамские корни. Шведы противились (по крайней мере, по фильму) интеграции саамов в городское общество, они хотели сохранить их традиционный уклад, пусть и с получением образования по шведскому образцу в специализированных интернатах, где происходили всяческие «перегибы на местах», впрочем, не сопоставимые с канадскими. Да и сами саамы (за редким исключением типа героини фильма) хотели и хотят сохранять свою идентичность.

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic