Бомбардировка ПСКОВА Авиацией Дальнего Действия. Варварство или военная необходимость?

1,1k full reads
1,8k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 61% of the total page views
9 minutes — average reading time

Время немецко-фашистской оккупации Пскова с июля 1941 года по июль 1944 года были самыми тяжелыми в истории города.

18 февраля 1944 года стало самым трагическим днем. Собственно с этого дня, война по настоящему пришла в город и стала косить людей. В этот день Авиация Дальнего Действия (АДД, командующий А.Е.Голованов) подчинявшаяся напрямую Ставке обрушила всю свою мощь на ж.д. узел Псков и сам город. Сброшены были тысячи фугасных, зажигательных и осколочных бомб.

Наши войска находились уже в каких то - 40 км от города и всем казалось что то освободители придут вот вот. Но сначала они прилетели.

Здесь я совершенно не хочу разрушать презумпцию невиновности Красной Армии. Война шла уже так долго, что границы всего разумного и человеческого исчезли. Это статья не про героическую красную авиацию, а про трагедию маленького русского города. В советское время об этом или молчали, или говорили шепотом. Но осколки этой страшной истории все таки дошли до нас. Про разбитый эшелон с беженцами, про горящие машины на Торговой площади и про бегство людей из города. В 1944 году в городе проживало около 30 000 человек, в основном женщины и дети. По данным на 1942 год женщины-40%, дети 38%, мужчины 21%. После освобождения города в нем было несколько десятков человек и находились они в госпитале. Как мне написали патриоты советской родины - это те кто работал на немцев. Да, одних служащих в городе было около 1200 человек, плюс те кто работал на заводах и мастерских. А как еще должен был жить НЕ ЭВАКУИРОВАННЫЙ своими город в оккупации. Они должны были работать на кого? Жители города невольно оказались заложниками у немецких войск. В феврале 1944 года город оказался прифронтовым и полностью перешел в руки военных - была распущено городское управление, городская полиция. 16 февраля 1944 года ( в немецких источниках встречал и другую дату - 20 февраля) была объявлена эвакуация населения города. Не угон, а именно эвакуация населения. Это стандартная практика обеих сторон. Жертвы среди мирных жителей никому не нужны. Их придется хоронить, а еще им нужна помощь, вода, хлеб. Молодое работоспособное население было угнано раньше, а часть уехала самостоятельно. После объявления эвакуации стали составлять списки кого эвакуируют поездом, кого пешим порядком, кого автотранспортом. Большая часть населения разошлась по близлежащим деревням, другая попала в лагеря беженцев в Прибалтике. Часть населения попала на работы в Польше и Германии. Хоть что то представлявшее ценность начинали вывозить еще раньше с 1943 года.

Совершенно не понимаю почему нам отказывают в памяти об этих трагических днях. Только лишь из-за того что "наши" бомбили "наших"? Или "наши" бомбили уже "не наших"? Все страшные бомбардировки уже изучены. Финны помнят бомбежки Хельсинки, японцы Хиросиму, немцам вообще разбомбили все города. Все наверняка слышали про бомбардировку Дрездена. Так вот, что бы наконец прекратить все спекуляции на эту тему, город Дрезден заказал немецким историкам исследование, которое было опубликовано в 2010 году, где сообщалось о 25 тысячах погибших.

Бомбардировки всегда вызывают ужас. Наверное потому, что проходят неожиданнее как бы в тылу и мощнее обычного артиллерийского налета. Одной из первых известных бомбежек, был налет на испанскую Гернику. Тогда немецкий легион "Кондор" совершил налет на республиканцев. Погибло несколько сотен человек.

В августе 1942 года бомбардировка Сталинграда 4-м воздушным флотом люфтваффе стала одной из самых катастрофических в Великой Отечественной войне.

Я не хочу в пику немецким историкам называть что то военным преступлением. В августе 1944 года британские летчики четко осознавали какие приказы им отдаются. Только 30 августа 189 ланкастера сбросили 480 тонн бомб на центр города Кёнигсберга (запомните эту цифру). А своего главнокомандующего называли Мясник Гаррис (Butcher Harris). Они бомбили чужие города...

Сгоревший Гостиный двор.

Про разрушения Пскова очень часто говорят, что весь город был разрушен немцами, ничего не осталось. Я пытаюсь выяснить, как происходило разрушение города, что действительно было разрушено. Не для того чтобы найти виновных (они нюрнбергским процессом определены). А понять как мы оказались в совершенно другом городе, куда делся тот прежний архитектурный облик города. Какие возможности принесли разрушения. Но больше всего я боюсь, что наша логика не изменились за столько лет - заложники будут уничтожаться вместе с захватчиками.

Внизу немецкая аэрофотосъемка августа 1943 года. Город еще цел. Красным отмечены разрушенные районы. В 1941 году Вермахт занял город практически без поддержки авиации. Все события развернулись на подступах к городу. Уже 9 июля 1941 года город был захвачен немцами. 10 июля наши войска с северо-востока предприняли попытку отбить город. Пехоту поддержала авиация - СБ летели бомбить переправу через Великую, но разбомбили квартал около церкви Василия на Горки и Гостиный двор. Церкви Космодемьяна и Богоявления также пострадали от бомбардировки.

АФС 1943 года. Красным цветом отмечены разрушенные участки.
АФС 1943 года. Красным цветом отмечены разрушенные участки.
АФС 1943 года. Красным цветом отмечены разрушенные участки.

В январе и феврале 1944 года для летчиков была очень скверная погода. Боевых вылетов немного. Даже армейская авиация работала не часто, по позициям и колоннам противника. 6-7 февраля Авиация Дальнего Действия понуждала Финляндию к миру - бомбили ее объекты. Следующая бомбежка Хельсинки, Котки, Турку, Нарвы должна была состояться в ночь с 18 на 19 февраля. Но свои коррективы внесла погода. Бомбежка Хельсинки состоялась только 26-27 февраля.

Фотоснимок и легенда к нему 24 гв.авиаполка. Разбомбленный Хельсинки.

Чтобы разораться что произошло ночью 18-19 февраля 1944 года обратимся к документам Центрального Архива Министерства Обороны. Доступны корпусные, дивизионные, полковые журналы боевых действий. Вы их сами сможете посмотреть зайдя на сайт МО Память Народа. Некоторые фрагменты разместил ниже. Ведь архивы для того и нужны, чтобы проверить не врет ли кто.

Итак вся Авиация Дальнего Действия готовится к очередному удару по Хельсинки. Финнов необходимо было как можно скорее вывести из войны.

В журнале боевых действий 3 гвардейского авиационного корпуса дальнего действия (это 7 и 3 авиадивизии. ЦАМО, Фонд: 20562, Опись: 1, Дело: 15) . Описывают подготовку к вылету на позиции противника западнее Нарвы. Однако вернулся погодный разведчик и доложил о погоде. «к моменту взлета район цели затянут низкой облачностью 10 баллов.» «Частям авиакорпуса поставлена уничтожать ж.д. узел Псков».

Первым свой удар нанес именно этот корпус. На бомбардирование цели вылетело 72 экипажа. Основную цель бомбардировали 70 экипажей в период 19.30-20.00 с высоты 3100-4100. На цель сброшено 107 тонн бомб фаю-500, фаб-250, фаб-100. (ФАБ- фугасные авиационные бомбы). Бомбардирование произвели эффективно, цель обрабатывали отлично в районе ж.д. узла вызвано до 25 пожаров. Горело до 10 эшелонов пожары сопровождались взрывами большой силы. Пожары наблюдали за 120 км.

7 авиационный корпус (1 и 12 ад) ( ЖБД корпуса ф.20510, оп.1,д.29 с25 )

В ночь с 17 на 18.02.44 получили задачу бомбить Хельсинки, Котка, Турку. Вылет отменили из-за погоды.

В ночь с 18 на 19 февраля корпус имел 82 боеготовых самолета с экипажами. Им была поставлена задача действовать по переднему краю противника в районе западнее г.Нарва. Но "К исходу дня высшему командованию по агентурными данными и данным авиаразведки стало известно, что противник, отступая под ударами наших войск, на ж.д. узле Псков сосредоточил большое количество войск противника".

Поэтому ранее поставленная задача была отменена и в 17.00 корпусу поставлена боевая задача- уничтожить ж.д. эшелоны на ж.д. узле ПСКОВ, разрушить узел и уничтожить живую силу и технику противника.

В связи со сложными метеоусловиями в первой половине маршрута командира корпуса принял решение удар нанести наиболее опытными экипажами с наступлением темноты с таким расчетом, чтобы плохую погоду в первой половине маршрута на своей территории пройти в светлое время. По прогнозу и данным авиаразведки над целью безоблачно".

«Заход на цель производился с с.с.з. со стороны южной части Чудского озера, уход левым разворотом.»

Часть обледенело и вернулось. «54 экипажа в сложных метеоусловиях к цели пробились и в период 20.32 -20.45 с H=2700-4100 м. бомбардировали цель". Как мы видим за самолетами 3 корпуса начал бомбить 7 корпус.

ВСЕГО сброшено 716 бомб, весом 63,681 тонны.

БОЕВОЙ НАЛЕТ 202 часа.

Фаб-500 -36, Фаб-250 -112, Фаб-250 тга-12, Фаб-100-12, Фаб-50-38, АО-25-163, АО-16-26, АО – 8 -190, АО-2.5 -40, ЗАБ -50 -40,САБ – 100-25, Саб-50-14, САБ-25-1,ФОТАБ-35-7

При подходе к цели экипажи наблюдали 25-30 очагов пожаров по всей площади цели. Это результат работы 3 авиакорпуса.

"В результате бомбардирования экипажами отмечено еще 20-25 очагов пожаров по всей площади города. На ж.д. узле и в районе его отмечено до 50 пожаров, из них до 10 пожаров и 9 взрывов большой силы. Экипажи наблюдали два горящих эшелона на ж.д. узле, сопровождались взрывами. Пламя быстро распространялось по ж.д. узлу. На станции отчетливо были видны взрывы. В центре города у слияния рек Великая и Пскова в районе расположения фронтовой авторемонтной базы, главного штаба Гестапо, Земской управы, складов боепитания и продовольствия и расквартирования войск противника экипажи наблюдали крупные очаги пожаров и взрывы".

"...При отходе от цели зарево пожаров было видно на удалении 150 км. От цели. Результаты бомбардирования сфотографированы экипажами"

Обратим внимание на бомбовую нагрузку. С ФАБ все понятно - обычная фугасная бомба, в которой половина массы это ВВ (взрыв..вещество).

На некоторых ФАБ есть индекс "тга". ТГА - это смесь тротила гексогена и алюминия. По мощности взрыва оно превосходило обычные фугасные заряды в 1.5-1.8 раза.

АО- это осколочные бомбы, ЗАБ-зажигательные авиабомбы, САБ- светящаяся авиационная бомба, освещает местность для прицельного бомбометания и визуальной разведки. Поэтому летчики хорошо видели куда кидали бомбы. ФОТАБ - это осветительная бомба с мощной кратковременной вспышкой. Помогала фотографировать результаты бомбардировок.

ЦАМО, Фонд: 20053, Опись: 1, Дело: 6.
1 гв. ад дд.

Фрагметы жбд 1 гв.ад дд.

Ночь на 18-19 февраля 1944 года.

Дивизия собирается с аэродрома Выползово бомбить западнее Нарвы, но также пере нацелена на Псков.

Цитата из ЖБД: «в весьма сжатые сроки экипажи вели подготовку к вылету и прорабатывали задание всего лишь в течение 18.45-19.15.»

Т.е. на подготовку отвели всего 30 минут.

«бомбардировка произведена в период 20.40-20.55 с H-3600-4200 мт»

Все 23 экипажа бомбили основную цель. По цели сброшено бомб:

7 фаб-500, 10 ФАБ-250,192 ФАБ-100, 10 САБ-100, 6 ФОТАБ -35. Общий вес 26,41 тонны. Боевой налет 65.05 ч.

По докладу экипажей и контролера бомбардирование цели произведено весьма эффективно и массированно.

В результате бомбардирования на ж.д.узле, в городе и районе аэродрома создано 50 пожаров, особенно много в районе ж.д. станции. Часть из них сопровождалось сильными взрывами. Пламя пожаров и взрывов наблюдались экипажами на расстоянии 150-200 км.

"Прицельному бомбардированию способствовали отлично организованное освещение цели. Над цель непрерывно горело от 8 до 12 САБов. Ж.д.узел ПСКОВ прикрыт интенсивным заградительным огнем ЗА всех калибров.»

«В южной, западной, и северной частей города действовало до 20 мощных прожекторов, которые взаимодействовали с ЗА.» с.4-5

«ж.д.узел ПСКОВ и город горят» с.5

Вырезка из газеты "Красный Сокол" . И фрагмент ЖБД

"По АГ данным в результате налета на г.ПСКОВ, аэродром и ж.д. узел произведены большие разрушения. На аэродроме уничтожено 135 самолетов противника".

Фантастическая цифра. Экипажи которые бомбили Псков уже ночью, отмечали только 4 очага пожара.

О выполнении боевых задач 1 гв.аддд за февраль 1944 года.
О выполнении боевых задач 1 гв.аддд за февраль 1944 года.
О выполнении боевых задач 1 гв.аддд за февраль 1944 года.

Обратите внимание в ночь с 24-25 февраля дивизия еще закинула 21 бомбу в Псков. 20 ФАБ-100, 1 ФАБ-250. _______________________________________________

Журнал боевых действий 7 гв. ад дд.
ЦАМО, Фонд: 20562, Опись: 1, Дело: 33.

30 экипажей в период 19.30-20.00 с H-3100-4100 метров бомбардировали ж.д. узел ПСКОВ. На цель сброшено :278 фаб-100, 35 фаб 250,26 САБ100, 2 ФОТАБ-35, общим весом 39220 кг.

Отмечают «дым от пожаров поднимался до 2000 метров».

___________________________________________

Журналы боевых действий.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20510, Опись: 1, Дело: 32.
1 ад дд ЛенФ, полковник Бегунов, подполковник Панасенко.

1 дивизия действовала с Левашово (под Ленинградом).

27 экипажей в период 20.02-20.45 с H-3100-4100 метров бомбордировали заданную цель. На цель сброшено ФАБ-500-16, ФАБ-250 -76, ФАБ-50 – 2 , АО-25 -58 , АО 10-20, САБ-100-15, АО-8-72 , АО 2.5 – 40, ЗАБ-50 25, САБ-50 14, САБ-25 1, ФОТАБ-35 4

ВСЕГО 349 шт. общим весом 32 тонны 257 кг.

17 экипажей не выполнили задание по метеоусловиям.

__________________________________________________________________________________________

Журналы боевых действий 6 гв. ад дд, гв.

ЖБД 6 гв.ад дд.

ЦАМО, Фонд: 20069, Опись: 1, Дело: 20

6 авиадивизия заходила с северо-востока.

Двадцать три экипажа в период 20.30-21.10, из них фотограф – 21.14 с H 3900-4200м, Бк-200-240 град бомбардировали ж.д. узел ПСКОВ.

По цели сброшено: 33 ФАБ-250, 204 ФАБ-100, 20 САБ-100 И 6 ФОТАБ-35. Общий вес 36.860 кг. Средняя нагрузка 1342 кг.Боевой налет 68.07.

И важное замечание : "Листовок не было".

Далее следует интересное описание событий. Экипажи наблюдали пожарище из Новгородской области (район Валдая).

"……ориентируясь сетью шоссейных и железных дорог, рекой ВЕЛИКАЯ и ПСКОВА бомбардирование впереди идущих экипажей горящими САБами, большим количеством созданных очагов пожаров, взрывов, которые были видны от озера ИЛЬМЕНЬ, а горящие САБы из района КРЕСЦЫ. Ясно просматривая кварталы города, ж.д. мост и ж.д. станцию, экипажи точно выходили нацель. Благодаря хорошо организованному светонаведению и созданным очагам пожара, ведя прицельное бомбардирование по площади с разлетом бомб радиусом 2х2 км. Из района города ни одна бомба не выходила."

Да еще интересно про "разлет бомб радиусом 2х2 км". Если за центр окружности вокзал, то разлет был примерно до торговой площади, ближнего завеличья.

"Вся центральная часть города и ж.д. были объяты крупными очагами пожаров насчитывающих в момент первых самолетов до 40 очагов пожаров и впоследствии увеличившихся до 52-х".

С.10

Фрагмент ЖБД.
Фрагмент ЖБД.
Фрагмент ЖБД.

"Особенно большое количество пожаров отмечено в районе центральной части ж.д.узла и северной части в развилке рек ВЕЛИКАЯ И ПСКОВА.

В результате бомбардирования создано 12 очагов пожаров, из них 9 в центральной части ж.д.узла предположительно горели эшелоны и 3 в южной части города. В период 20.20-20.42 в разное время наблюдали 9 крупных взрывов, от которых большие клубы черного дыма закрывали юго-западную часть города с наветренной стороны.

В районе аэродрома создано 4 очага пожаров, предположительно горели самолеты.

Бомбардирование цели проводилось массированно 5-6 самолетов в минуту с большой эфективностью (так в документе).»

По данным фотографирования

а/очаги пожаров на ж.д.полотне.

б/ разрушение ж.д. полотна

в/ в районе цели имеется до 150 бомбовых воронок.

г/на ж.д. станции просматриваются составы, количество установить невозможно.

__________________________________________________________________________________

Журналы боевых действий 746 авиаполка 45 ад дд . ЦАМО, Фонд: 22036, Опись: 0643107, Дело: 0001.
Пе-8 заправили горючим 6.5-7 тонн. Готовились лететь на финский залив, но пришел приказ бомбить Псков. Пришлось срочно сливать по 2 тонне топлива и довешивать бомб. «Средняя бомбовая нагрузка на/ст. 5т 089 к. Придельная бомбовая нагрузка 6 т (на трех с-тах)". Как видим загружены были по полной. Например бомбардировщик вынужденный отбомбиться по Дедовичам скинул 5100 кг, в т.ч. две «двухтонки», 2 фаб-500 и одну «зажигалку», которые «взорвались в поселке юго-западнее станции, где возник небольшой пожар».

ЖБД 45 ад дд.

«Выход на цель производилась по хорошо видимой массе пожаров на цели прожекторами и огню ЗА.Хорошая общая видимость способствовала точному выбору точки прицеливания

До Пскова долетело 7 самолетов. «С 20.33 до 20.49 с высоты 5000-5850м. По цели сброшено 69 бомб калибром 6 фаб-2000, 6-фаб-1000, 2 фаб-1000 тга, 18 фаб-500,8фаб-250, 15 заб-100цк, 12 саб-100 и 2 фотаб-100/60. Общим весом 33 280 кгр.».

Сокращение «цк» - цельнокованая, были еще сварные.

В 45 Авиадивизии еще был 25 гв.авиаполк. Но на него документов не обнаружилось.

__________________________________________________________________________________

Журналы боевых действий 9 гв.ад дд .
ЦАМО, Фонд: 20080, Опись: 1, Дело: 43.

Вылетали на бомбардировку из-под Ленинграда. На вооружении 44 ЛИ-2 (копия дугласа). Задача была зайти с псковского озера с высоты 4200 (минимальной 1700). «Заход на цель в секторе 140-170 град.»

«22.14-23.12 с H-2500-4200 15 экипажей бомбардировали цель, сбросили 194 авиабомбы весом 17 096 кг.» «отмечено 25 крупных пожаров, горели 1 эшелон. В результате бомбардирования вызвано 7 пожаров, 2 взрыва, потушено 2 прожектора. Эффект бомбардирования был достигнут несмотря на сильное противодействие: ж.д.узла и гор.Псков был прикрыт огнем 8 батарей ЗА крупного калибра, до 12 точек МЗА, до 12 прожекторов, отмечено патрулирование ночных истребителей.»

23 экипажа вернулось, один экипаж получил аварию при посадке и «предается суду Военного Трибунала».

Пока не нашлось документов о заграждениях за эти вылеты, но благодарность была объявлена.

«Приказом командира АД №-023 составу 15 экипажей пробившихся к цели и успешно выполнивших задание по бомбардированию ж.д. узла Псков, объявлена благодарность»

________________________________________________________________________________________

5 гв.ад. дд тоже готовилась к удару по Нарве, но была пере нацелена на Псков. 28 самолетов около 30 тонн.

Боевой приказ 5 гв.ад дд.
Боевой приказ 5 гв.ад дд.
Боевой приказ 5 гв.ад дд.

Журналы боевых действий 10 гв.ад дд
Архив: ЦАМО, Фонд: 22480, Опись: 0272210с, Дело: 0005

Базировались в Андреаполе и получили боевое распоряжение штаба АД №037

"Командир дивизии приказал :

1.В ночь на 19.2.44 массированным ударом всех самолетов разрушить ж.д. узел Псков

2. боевое напряжение 2-3 вылета на самолет. …

25 экипажей долетело скинуло 40 805 кг.

Что здесь стоит отметить - из погоды повторные вылеты не состоялись.

_____________________________________________________________________________________

Журнал боевых действий 54 ад дд 11 бак (5 ак дд)

ЦАМО, Фонд: 20545, Опись: 1, Дело: 27

Взлетели с Углово (за Ленинградом). Бомбили с озера 22.34-23.55 37 экипажей вылетело долетело 8 . Сбросили 6330 кг. В этой дивизии самый большой процент вернувшихся самолетов.

______________________________________________________________________________________

Журнал боевых действий частей 53 ад дд 11 бак (5 ак дд)

ЦАМО, Фонд: 20545, Опись: 1, Дело: 26.

53 авиадивизия бомбила уже в завершение налета с 23.00 до 00.07. Заходили также с озера с высот 3200-4100 на ЛИ-2 и сбросили 8869 кг бомб.

_______________________________________________________________________________________

ЦАМО, Фонд: 20114, Опись: 1, Дело: 138

Аэрофотосъемка результатов бомбардировки и легенда к снимку. Слева темное пятно-пожарище ж.д.вокзала. Сверху полоса крестовского шоссе и склады. Целы до сих пор, они их не разбомбили.

50 ад дд При подходе к цели на ж.д.узле экипажи наблюдали до 20 ж.д. эшелонов»

«в период с 20.33-21.11 с H=3000-4200 мт. Экипажами дивизии был нанесен бомбовый удар по заданной цели» отмечают до 36 крупных и 20 мелких очагов.

Всего 40 350 кг. 32 самолета. Один отбомбился по Тарту.

_______________________________________________________________________________________

Теперь можно немного суммировать. Скорее всего какие то подразделения не попали в эту выборку, возможны небольшие разночтения по корпусным и дивизионным документам. Но из того, что есть можно сказать, что в налете участвовало не менее 220 самолетов (достигших цели, что сходится с немецкими данными в 200 самолетов), которые сбросили НЕ МЕНЕЕ 425 ТОНН), около 3000 штук бомб.

Результаты бомбардировки хорошо описаны в документах 746 авиаполка 45 ад дд. Эти же материалы точь в точь повторяются и в документах 9 гв.ад дд. Скорее он попал в ЖБД из вышестоящих штабов. К этому документу должны прилагаться фотоснимки, но пока их не обнаружили.

" Легенда

результатов бомбардирования г. ПСКОВ в ночь с 18 на 19.2.44 г.

(по данным ночного фотографирования частей АДД, дешифровано с помощью фотопланшета дневной съемки и АГ данным).

1). Прилегающие к станции пакгаузы и склады частично разрушены.

2). Разбита электростанция, обслуживающая водопровод города.

3). Повреждены два закрытых склада.

4). Разрушено общежитие солдат на 300 человек (бывшая школа № 11).

5). Разбито общежитие на 100 человек (бывшее здание НКВД)

6). Повреждены склады понтонных мостов и разрушены общежития немцев и эстонцев.

7). Разрушены бывшие Омские казармы с немцами, эстонцами.

8). Прямое попадание бомбы в крупный немецкий госпиталь на 150 мест.

9). Частично поврежден ж.д. мост через реку Великая.

10). Поврежден штаб госпиталей.

11). Разбит автогараж на 90 машин

12). Разбито и горит веерное депо.

13). Повреждены и горят разные склады

14). Разбиты склады "продовольствия, боепитания, артсклады, склады запчастей".

15). Попадания авиабомб в места расположения крупного бензосклада юго-западнее станции Березка.

16). Разбиты общежития немцев разных чинов и родов войск.

17). Пожар в районе склада.

18). Пожар на мосту.

Данные партизан от 25.2.1944 года

В результате налёта нашей авиации на ж.д. узел и город ПСКОВ в ночь на 19.2.1944 года.

1. Разрушены товарные и пассажирские вокзалы, а также сильно разрушена сама ж.д. станция, в результате чего весь день 19.2.1944 года движение поездов не было, кроме того, уничтожено несколько эшелонов с войсками и беженцами.

2. На станции Березка уничтожен склад горючего и боеприпасов. Нанесены большие потери войскам по шоссе на Псков.

3. Поврежден Ольгинский мост.

4. Разрушены гостиница, школа № 11, госбанк и два госпиталя немцев.

5. Прямым попаданием разрушены: Омские казармы, электростанция города, у завода "Металлист" бараки с боеприпасами, по улице Октябрьской - штаб немецкой инспекции Севера, по улице Свердлова - ресторан. Омские казармы продолжали гореть и 20.2.44 г."

Бомбардировки продолжались и дальше, но такой силы уже не было. АДД больше бомбила другие объекты.

Отчетная карта 6 гв.ад дд за март 1944 года.
Отчетная карта 6 гв.ад дд за март 1944 года.
Отчетная карта 6 гв.ад дд за март 1944 года.

К результатам бомбардировки я еще вернусь в следующей публикации. Попробую рассказать, что происходило на земле. Но я уже вижу контуры провала Дальней Авиации.