Путешествие в Хакасию

12 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Решил посмотреть что у нас восточнее Кемерово, проехаться небольшим кругом в 2000км по Хакасии и Красноярскому краю. Хакасия как регион множества озер очень популярное в Кузбассе направление. И идея пришла сама собой: что если проехать через наше озеро Бирчекуль на прямую к озеру Иткуль, потом озеро Парное и дальше озеро Шира и Иткуль. Тем самым путь будет короче на более чем 100км чем через Ачинск, а там ещё и загруженная федеральная трасса м53(об этом еще далее по подробней). А после знаменитых курортных озер ещё можно проехать на Саяно-Шушенскую ГЭС и Ергаки. На обратном пути на Красноярское водохранилище и в Красноярск. Идея не плохая главное как будет на деле.
Вот такой маршрут туда

Асфальт часто сменяет вот такая вот гравийка к сожалению очень часто до Шарыпово. Вся машина заполнилась пылью. Потихоньку добрались до поселка Тисуль, а от туда всего ничего до озера Большой Берчекуль, самого большого озера Кузбасса.

Чебула - Тисуль

На этом озере мало отдыхающих - в основном рыбаки. Вода не очень чистая и холодная. Зато есть такой интересный водосброс

Берчекуль

при заполнении водный поток разбивается о такие блоки

Далее мы проехали к озеру Инголь, там должна быть чистейшая вода, там даже дайвингом занимаются. Вот только подьехать к самому озеру не представляется возможным, т.к. все подьезды перегорожены детскими лагерями и доступ закрыт. Ну что же - едем дальше...

Водохранилище у Дубинино

А дальше у нас вот такое Березовское водохранилище у села Дубинино. Берег там заболочен так что не сильно там отдохнешь. И мы поехали на Большое Парное озеро

Парное

Весь берег занят рыбаками, турбазами, но нам чудом повезло найти такое отделенное место деревьями от всех, что там решили остаться и за ночевать с палаткой. А что вода чистая, день солнечный, накупались, позагорали.
На следующий день доехали до Ужура и повернули на озеро Тус. Озеро это соленое, буквально выталкивает и можно болтаться на поверхности не боясь утонуть, вот только вода грязная и воняет сероводородом. В воде плавают какие то маленькие рачки - говорят они полезны для кожи, но мне лично неприятно купаться вместе с рачками. Ещё мы проехали на озеро по одному единственному бесплатному проходу куда нас любезно привел РАВ4. Пара с РАВ4 набрала за чем то воду с озера в бутылки, лечится наверное. Остальной берег перекрыт турбазами - вьезд платный если хочешь покупаться на день одня цена, за палатку на сутки другая цена. И так везде в Хакасии на озерах - на Белё, Шире, Иткуле. Ещё на Тусе грязь лечебная - видел как группка отдыхающих загорала полностью обмазавшись грязью, но этого не стоит делать, можно мазать только в области суставов.

Поехали в поселок Шира, пообедали в местной столовой. Сервис конечно в Хакасии хромает, перед нами недовольная клиентка настрочила что то в книгу жалоб и на прощание рассказала что мол котлеты не свежие и ещё что то. Но мы не привереды и употребили сухие тефтели с рисом поехали дальше - к Туимскому провалу. Благо повезло, мощный ливень поливал всю дорогу, а когда приехали к самому провалу закончился, то же было и на обратном пути.

Туимский провал образовался в результате добыли руды в 1970х и сейчас это популярное туристическое место. Вход 70 р., прыжок с тарзанки 3000руб. есть ещё забавная услуга, за ваши деньги (800руб) специально обученный человек прыгнет с тарзанки за вас!
Поехали мы на озеро Белё. По дороге сильная гроза и молния ударила в обочину дороге прямо в 10 метрах перед нами! Аж земля подлетела.

Белё

В такую погоду явно на озере делать нечего. И мы развернулись в сторону поселка Жемчужный.
Благо пока ехали погода наладилась. Поселок Жемчужный это такой курортный городок на берегу соленого озера Шира. Выглядит он все же депрессивно, так же как и вся инфраструктура в Хакасии, мне это напомнило Абхазию.

Есть там и санатории и мини отели. Можно разбить палатку в палаточном городке. Пляж есть платный за 100р где есть душ, лежаки. Но мы пошли на дикий и бесплатный.

Шира

Напротив озера Шира есть пресное озеро Иткуль которое питает водой поселок и является заповедником. Там и решили остановится. Вьезд с палаткой на кемпинг 400 руб. есть туалеты, питьевая вода, урны, умывальник и душ.

Иткуль

Рыбачить и кататься на лодках запрещено кстати. Вода действительно чистая. Отличное было завершение дня на отличном озере.

После Ширы мы отправились через Абакан к Саяно-Шушенской ГЭС. Дорога кстати отличная, м54 "Енисей" не так загружена как м53 и очень спокойно ехать. Перед Саяно-Шушенской ГЭС есть поселок Черемушки - меня удевило что от туда идет трамвай прямо до ГЭС.

Саяно-Шушенская ГЭС конечно огромная, поражает масштабами. Самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира.

Рядом есть Манская ГЭС где на дамбе выращивают форель.

По Енисею проходит граница двух регионов. Мы с левого берега (Хакасия) отправились по плотине на правый берег в село Шушенское Красноярского края, но это уже будет совсем другая история...