ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ 4х4

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Прошу отнестись серьезно, дорогой Читатель, к тому, что ты прочтешь дальше. Речь идет ни много, ни мало, о твоей безопасности. Не откладывая в долгий ящик, заявляю:

Полный привод 4х4 самый опасный на трассе

Постараюсь объяснить, почему. В первую очередь обращаюсь к водителям, разумеется.

Тебя когда-нибудь заносило на трассе, например, зимой? Или по грязному асфальту? Или в дождь? Причины могут быть разные. В первую очередь, это разное сцепление на колесах. Наехал на лужу, или с одного борта авто наледь, а с другого асфальт, или песок насыпан неравномерно на дорожное полотно. Результат один - машину болтает и, в худшем случае, крутит.

Другая причина заносов и сносов - повороты на высокой скорости или резкое торможение. В Интернет довольно много материалов по теме "снос/занос" задней/передней оси. Третья причина - удар о посторонний предмет. Тебя задел лихач при перестроении, ты задел дорожное ограждение, наехал на кусок льда на зимней дороге или на кочку/яму.

Опять может возникнуть момент сил, который стремится закрутить твой авто. Что делать?

Что делать известно, когда у тебя передний привод. Вытягиваешь машину газом в нужном направлении. Главное - "поймать" колеса и не войти в раскачку, перерабатывая рулем и газом. Об этом великое множество статей и видео. Передний привод - самый интуитивно понятный, самый безопасный и простой. Недаром заднеприводных легковых машин в масс-сегменте практически не осталось.

Задний привод сложнее и требует тренировки. По ряду причин задний привод эффективнее переднего, но при соблюдении пары условий. Во-первых, речь идет об экстремальных режимах езды. Во-вторых, за рулем не просто опытный водитель, а профессионал, постоянно поддерживающий себя в форме, реальный авто-пилот. Не мамкин дрифтер. Просто сказать "да у меня пробег 300 000" здесь не работает. Нужно не только уметь, но и постоянно тренироваться.

А вот полный привод, пресловутый 4х4, это самая настоящая беда! Это не просто самый сложный для управления в аварийном заносе привод, это принципиально непонятный тип привода! С передним приводом есть шанс справиться просто у опытного водителя. С задним приводом справляется тренированные профессионал. С полным приводом проблемы даже у профи. А все потому, что совершенно непонятно, какая ось куда тебя толкает.

Ты не можешь вывернуть колеса в желаемом направлении, как на переднем приводе. Ты не можешь заломать колеса, как на заднем приводе. Что делать? Проблема усугубляется тем, что у тебя в экстренной ситуации времени - доли секунды, иногда несколько секунд. Большая часть водителей, уйдя в небольшой занос, "теряют" колеса (направление) и раскачивают автомобиль до вылета "в кювейт" (шутка, в кювет, конечно, хотя там совсем не смешно).

Но если ты на моноприводе, есть шанс "понять" и поймать колеса. И вырулить, справиться с заносом. На полном приводе невозможно определить, где вектор прилагаемой к авто силы? Где он?

Приведу три косвенных примера. Почему косвенных, скажу ниже.

  • Ребенок играет с машинкой. Если машинку тянуть за веревочку (передний привод) - это проще всего. Она послушно едет. Если машинку толкать палочкой в задний бампер, она норовит вильнуть влево или вправо. Но если наловчиться, ее можно "отловить" и все-таки заставить ехать прямо. Сложнее, но выполнимо. А теперь представь, что палочка (или веревочка) крепится к середине машинки. Что будет с машинкой? Ее можно насильно тянуть/толкать, но она примется кружиться вокруг точки крепления. Управляемость равна нулю.
  • Другой пример. Представь, что ты несешь поднос, на котором несколько высоких фужеров шампанского. Ты несешь его по лестнице. Решил зайти к соседке на Новый Год. В одиночку ты справишься без проблем. Ты держишь поднос обеими руками и легко компенсируешь небольшие наклоны подноса при перемещении по ступенькам. Это аналог монопривода. Одна пара рук работает аналогично одной ведущей оси. Но что если соседка тебя не дождалась и решила встретить и помочь? И взялась за поднос? Казалось бы, должно быть легче! Особенно, если поднос был тяжелым. Например, ты нес не 4 фужера "Вдовы Клико", а 16 кружек пива по 0,5 каждая. Что произойдет? Не донесете! Вдвоем с помощницей почти сразу раскачаете поднос и все рухнет. Очень сложно скоординировать работу двух пар рук так, чтобы не возникало ни запаздываний, ни резонанса. Полный привод в чистом виде! Пока все хорошо и гладко (несете поднос вдвоем по ровной дороге) - никаких проблем. Как только пошла раскачка (идете по ступенькам), синхронизировать усилия очень сложно.
  • Третий пример. На самом деле, он связан с глубокими фактами из такого раздела математики, как топология. Но сам пример очень простой. Возьми пустой спичечный коробок. Это параллелепипед. У него есть три оси, короткая, средняя и длинная. Попробуй щелчком завращать коробок вокруг одной из осей. Теперь вокруг остальных двух. Попробуй и убедись, что коробок устойчиво, как юла (но в воздухе) вращается вокруг короткой и длинной осей. А вот вокруг средней, промежуточной, он вращается очень неустойчиво, ось вращения сразу же начинает сильно прецессировать, отклоняться. Примерно так же ведет себя авто в момент заноса на трассе. Монопривод (лучше - передний) позволяет вернуть устойчивость. Полный привод бросает авто хаотично. Нет закономерности, нельзя ее выявить и отработать на полигоне. Ее просто нет!

Но и это еще не все беды 4х4! Попробуй узнать, как именно он работает! Допустим, менеджер говорит: "У этой модели подключаемый полный привод! Надабрать!" Задай вопрос: "Когда и как он подключается?" Ответа ты не получишь! Ты получишь информацию о том, что "тут использована вискас-муфта (опять шутка, виско-муфта)" или какой-то другой механизм. Но ведь вопрос был не об этом! Вопрос был КАК ИМЕННО муфта делит момент?

Ответ на это вопрос ИНОГДА можно найти на очень специализированных сайтах/блогах. Грамотные ребята-механики, не имеющие отношения к официалам, иногда могут рассказать, перелопатив гору просто так недоступных мануалов, как устроен полный привод. Т.е. когда у тебя 90:10, а когда 70:30, а когда 50:50.

Я ни разу в жизни не видел подобной информации просто на официальном сайте производителя. Все, что там написано - "у нас полный привод!" На действительно внедорожных авто есть разные режимы, про которые, опять же иногда, понятно, как они работают. Есть постоянное жесткое распределение 50:50, например. Но об этом тихом ужасе даже писать не хочется. За такие решения надо просто сертификат отбирать.

Так что же имеет стандартный покупатель кроссовера, например, в качестве информации по своему "полноприводному авто"? Скорее всего фразу о том, что "автомобиль ведет себя как переднеприводный, но в случае пробуксовки передних колес срабатывает муфта и момент передается на заднюю ось". Это о чем? Это ни о чем. Авто с делением момента "80:20" тоже "как переднеприводный", но все-таки это но "100:0". И сколько момента передастся на заднюю ось? С каким запаздыванием?

Но самое плохое не в этом. Даже если тебе удалось раскопать алгоритм работы муфты (любой конструкции), как это поможет в заносе? Вот ты только что ехал "на переднем приводе" по зимнику и тебя "понесло". Ты два часа ехал как на переднем, машина вела себя как на переднем, ты пытаешься выйти из заноса, как на переднем, но алгоритм совершенно неожиданно подключил задний! Ты получаешь "пинок под зад" в тот момент, когда рассчитывал на рывок передней осью. Вместо этого тебя крутит! На встречу "Камазу"((( Не лучше ситуация с обгоном через встречку, особенно когда есть снежный нанос на разделительной полосе. Ты аккуратно пересекаешь "бруствер", контролируешь тягу, и вдруг тебе "помощь" в виде частичной переброски момента на заднюю ось! Нежданчик.

Т.е. мало того, что полный привод фундаментально непонятный, он еще и "шибко больно умный". В критической ситуации ты получишь авто с "неизвестным приводом", от переднеприводного до "50:50" по осям. Как им управлять? Не знаю, как ты, Читатель, а я как-то с опаской отношусь к попытке все решать за меня. Особенно на скорости 100 км/час.

Почему это скрывают? Разумеется, чтобы продать авто с полным приводом. Они же дороже! Распределение примерно 70% на 30% в пользу авто с полным приводом по тем моделям, где есть альтернатива. И при этом я очень-очень-очень сильно сомневаюсь, что половине из тех, кто купил 4х4, он действительно нужен.

Именно поэтому у меня примеры "за монопривод" весьма косвенные. Потому что найти солидный пруф в Сети невозможно. Какой же дурак-производитель откажется от нескольких тысяч бакинских с авто? Разумеется, все кар-мейкеры в один голос трубят о преимуществе полного привода и позиционируют его как "старшую опцию". Только беда в том, что впаривание не всем нужного люка или массажного кресла - это одно. А безопасность на трассе - совсем другое.

Ситуация усугубляется тем, у что у полного привода есть свои настоящие ценные преимущества перед моноприводами. Они всем известны и не мне о них писать. Статей - тьма. Т.е. производителям, продавцам, бесконечным авто-журналам и порталам врать нет никакой необходимости. Они "честно" и обоснованно расхваливают езду по бездорожью, парковку в сугробах и т.д. При этом "скромно" умалчивая о том, что эти "ништяки" имеют свою стоимость. И стоимость эта - не просто лишний вес (а это, между прочим, лишний метр тормозного пути. об этом так же молчок) и не просто повышенная сложность изготовления и обслуживания (тут все честно - клиент цену видит). Главная цена - непредсказуемое поведение в критической ситуации на высокой скорости.

Самое печальное, что потребитель слышит о полном приводе "только положительное". И невольно создает себе образ идеального авто. А порой встречается прямая ложь. Нет-нет да и заявит кто-нибудь об "уверенности на скользкой дороге". Читатель, это - ЛОЖЬ.

Полный привод нужен:

  • На бездорожье (на низких скоростях).
  • На кольцевом треке для достижения большей скорости в поворотах.
  • На светофорных гонках для эффективного старта (для мощных машин, от 200 кобыл).
  • На очень мощных авто. Например, 300 кобыл и больше на переднюю ось приведет к срыву в букс на старте и проблемам с рулением. Здесь либо задний, либо полный.

За это полный привод требует особой аккуратности и умеренности в скоростной езде по трассе.

Береги себя, Читатель! Выбирай и используй полный привод с умом и по делу.