Найти в Дзене
Манжета театроведа

Ответ на загадку о "Буре"

Ответ на загадку: в 60-е годы XVII века в английских театрах начали играть женщины, и для них в старых пьесах жестоко не хватало ролей.

Считается, что в пьесах Шекспира количество женских ролей не превышает 4-х, потому что он был ограничен количеством в труппе специально обученных мальчиков, способных играть женщин.

Уличный спектакль во времена Шекспира. Слева на сцене — мальчик-актер, исполняющий роль женщины. Это, конечно, поздняя реконструкция, конец XIX века
Уличный спектакль во времена Шекспира. Слева на сцене — мальчик-актер, исполняющий роль женщины. Это, конечно, поздняя реконструкция, конец XIX века

Вы можете ответить: как так-то? В некоторых пьесах можно насчитать до шести женщин, а еще есть какая-нибудь интермедия с богами и богинями... Вон в Макбете есть леди Макбет, леди Макдуф, три ведьмы, Геката...

Вся штука в том, что из этих шести-семи ролей минимум две исполнялись так называемыми комическими старухами. То есть взрослыми, даже немолодыми дядьками в женской одежде. Три ведьмы в "Макбете" или Кормилица в "Ромео и Джульетте" — это как раз комические старухи.

Денис Суханов в роли Мэг Фолан в спектакле "Королева красоты" по пьесе М.МакДонаха, театр "Сатирикон"
Денис Суханов в роли Мэг Фолан в спектакле "Королева красоты" по пьесе М.МакДонаха, театр "Сатирикон"

Более того, это амплуа сохранялось даже при наличии женщин-актрис. Еще долгое время старух в комическом репертуаре играли мужчины. В труппе Мольера во Франции был замечательный актер Юбер — он, например, впервые в истории сыграл госпожу Пернель в "Тартюфе".

Ну а нежных и женственных дам с девицами играли те самые мальчики, boy players. В их профессиональные навыки входили умение изящно танцевать и петь, красиво двигаться, а также естественно носить женское платье, достаточно сложное в те времена.

Актер и драматург елизаветинской эпохи Натан Филд, в ранней юности (примерно с 13 лет) прославленный женскими ролями.
Актер и драматург елизаветинской эпохи Натан Филд, в ранней юности (примерно с 13 лет) прославленный женскими ролями.

Так продолжалось до 1642 года. Во время протектората Кромвеля театры в Англии были закрыты на 18 лет. И лишь реставрация монархии снова сделала театр а) легальным, б) общедоступным. Кроме того, Карл II привез из Франции новую моду: женщины-актрисы. Она идеально легла на желание британской аристократии сбросить с себя иго пуританизма и пуститься во все тяжкие. Так что в пьесах  разворачивался праздник жизни (не всегда пристойный), а английскому зрителю наконец показали со сцены настоящих живых женщин.

Не сказать, что это было прямо внезапно — женщины уже начинали принимать участие в каких-то локальных театрализованных мероприятиях. Но все же Карл легализовал и ускорил процесс перехода женщин на профессиональную сцену.

Актриса Энн Брэйсгёрдл в роли "королевы индейцев" в одноименной семи-опере Пёрселла.
Актриса Энн Брэйсгёрдл в роли "королевы индейцев" в одноименной семи-опере Пёрселла.

Но вот елизаветинские пьесы под это дело начали, как вы понимаете, слегка дописывать. Ибо, во-первых, женщины куда менее дефицитны, чем мальчики, способные талантливо изобразить противоположный пол, и театры тут же запаслись ими в избытке; а во-вторых — народу нравится, а значит, надо больше женщин! еще больше!

Вот отсюда-то и все те нововведения, которые я описала в загадке.  И кстати, мальчик Ипполито — тоже женская роль!
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь. Подписывайтесь на мой канал. И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты