Найти в Дзене
Fever Travel

Как появились и почему исчезли цирки уродов в Америке

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

Очень сложно объяснить, почему людям нравится смотреть на человеческие недостатки и несовершенства. Если в рядом открыть 2 заведения: картинную галерею и кунсткамеру, то посмотреть на уродства соберется целая толпа людей, в то время как насладиться живописью придет всего несколько человек.

Источник: https://fishki.net/
Источник: https://fishki.net/

Трудно выяснить, кто первым сообразил, что несовершенства привлекают гораздо больше внимания, чем совершенства. Однако точно можно утверждать, что первыми, кто сделал из этого публичным шоу, стали американцы. Их так называемые цирки уродов кочевали из штата в штат, из страны в страну, и славились на весь мир. Выступали там по большей части бродяги-изгои, которые то и делали что позировали перед выкрикивающей оскорбления и смеющейся толпой, стараясь не принимать все близко к сердцу.

Как же появились цирки уродов?

Еще до их появления, в Европе были кочевники-одиночки, которые выступали на площадях за мизерное вознаграждение и кусок хлеба. Самыми известными такими «артистами» первой половины 17 столетия были братья Йоханнес Баптиста и Лазарь Коллоредо.

Они родились в 1617 года в Италии и были сиамскими близнецами – из тела одного торчала голова и грудь другого. Братья странствовали по Европе и прославились благодаря визиту к королю Англии, Карлу I. Он, как и все монархи того времени, любил коллекционировать людей и животных со «странностями».

Сами же цирки уродов появились где-то в 18 веке, как раз тогда, когда людей с физическими аномалиями перестали называть дьявольскими отродиями, нечистой силой и злыми духами. Фрики с самыми разными уникальными способностями, необычной внешностью и нестандартным ростом стали часто появляться на улицах и привлекали к себе очень много внимания, зачастую негативного. Их оскорбляли и били, с них смеялись и их боялись. Все это привело к тому, что такие люди начали прятаться в своих домах, скрывать свою внешность и вести отшельнический образ жизни.

И так было до тех пор, пока не появились так называемые «менеджеры» – люди, которые гарантировали несчастным защиту, а также предоставляли еду и жилье, в обмен на больший процент с их заработка. Тем ничего не оставалось, как соглашаться на такие условия, а потому в США публичные выступления уродов стали прибыльным бизнесом.

В 1842 году некий Ф.Т. Барнум приобретает в Нью-Йорке Американский музей Скуддера (позже Американский музей Барнума) и спустя короткое время становится известным. Это случилось во многом благодаря лилипуту Чарльзу Страттону (псевдоним – генерал Том-Там), русалке из Фиджи, индийской танцовщице Ду-Хам-Ми, а также сиамским близнецам Чанг и Энг Банкеров.

С 1844 по 1845 года Барнум вместе со своей группой, во главе с Том-Тамом, отправился в гастроли по Европе, где удостоился чести выступить перед самой королевой Англии. К 1884 году в списке артистов «величайшего шоумена», именно так его называли в народе и прессе, числился мальчик с песьей мордой — Федор Евтищев из Санкт-Питербурга, самая высокая пара в мире Анна и Мартин Бейтс, семья альбиносов, бородатая женщина, а также темнокожий мальчик с микроцефалией по имени Джонсон.

Английским коллегой Барнума был Том Норман. В его цирке были такие артисты, как: «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, которая откусывает головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы.

И таких программ с участием людей с теми или иными аномалиями было очень много. Если «особенность» человека можно было как-то использовать: устроить демонстрацию поднятия тяжестей силачами, дать подержать кому-то из зрителей шпагу, которую потом проглотят, или разрешить расчесать волосатое лицо артиста ребенку из толпы. За это взималась дополнительная плата. Остальных же, не задействованных в шоу артистов, просто выставляли на помост, превращая их на время выступления в музейные экспонаты.

Зачастую, люди с особенностями сами находили менеджеров, дабы получить работу. Однако были случаи, когда их забирали туда без согласия. К примеру, так случилось с китайцем по имени Ху Лу. Он прибыл в Англию для удаления 25-килограммовой опухоли, образовавшейся в районе машонки, но в итоге стал одним из экспонатов.

Также стоит отметить, что помимо цирков, очень большой популярностью пользовались такие выставки, как, например, Pickled punks (в переводе «маринованная дрянь»), в рамках которой люди могли поразглядывать банки, содержащие заспиртованные животные, части тела или эмбрионы.

Почему и когда исчезли цирки уродов?

Терять популярность шоу-уродов начали с 1920 года. Власти Америки и стран Европы впервые начали говорить о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны было не сосчитать.

А в 1950 год ознаменовался полным закрытием цирков уродов. И к этому привело сразу несколько причин. Во-первых, людей было уже очень сложно чем-то удивить, а потому на шоу стало приходить все меньше и меньше людей. Во-вторых, у большинства артистов появилась возможность обследоваться и даже избавиться от своих патологий. А в-третьих, общественно-политические деятели США и Великобритании увеличили давление на менеджеров подобных шоу.

Существуют ли цирки уродов сейчас?

На данный момент цирки уродов, кунсткамеры и прочие музеи существуют, но исключительно в качестве развлекательных рудиментов и не приносят коммерческого успеха.

А вы бы посетили цирк уродов? Что вообще думаете по поводу таких шоу?

-2