Завладеть морским путем для мировой торговли - еще одна причина почему Япония претендует на Курилы

3 December 2020

Для Японской экономики наличие морских перевозок имеет огромное значение. Полезных ископаемых у них очень мало, их требуется возить, да еще и в больших количествах. И именно морской транспорт подходит для этого лучше всего.

Но тут не всё так однозначно как кажется.

Итак, давайте сначала разберемся в чем же выгода России от владения Курильскими островами.

Морские порты Дальневосточного бассейна пропускают через себя 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. Чаще всего это перевозки внутри страны, но и экспортно-импортные тоже имеются.

Вот самые крупные морские порты с оборотом не менее 1 млн.т:

Завладеть морским путем для мировой торговли - еще одна причина почему Япония претендует на Курилы

Большинство территорий Дальнего востока относятся к районам Крайнего севера или приравненным к ним местностям. Зима там длится с ноября (а где-то и с октября) по апрель.

Это означает что и навигация большинства портов происходит с мая по ноябрь.

Вот и получается, что одна из важных морских артерий для мировой торговли - пролив Лаперуза - зимой покрывается льдом. А важен он тем, что по нему проходит наша государственная граница и через него есть выход в Тихий океан.

пролив Лаперуза соединяет Охотское море с Японским
пролив Лаперуза соединяет Охотское море с Японским

Но имеется у Лаперуза еще один недостаток - он не глубокий. Его средняя глубина 20-40 м, максимальная же - 118 м. Это значит, что не каждый, под завязку груженный корабль, сможет через него пройти.

Наше спасение в том, что из Охотского моря еще есть выход в Тихий океан, через пролив Екатерины и пролив Фриза. А находятся они на Курилах, возле островов Кунашир и Итуруп. Зимой они не замерзают, да и глубина у них значительно больше чем у Лаперуза.

Завладеть морским путем для мировой торговли - еще одна причина почему Япония претендует на Курилы

Выход в Мировой океан у Магадана зимой только через Курилы.

А теперь представьте, что эти два пролива вместе с Курильскими островами принадлежат Японии.

Прикроется лавочка не только международной торговли, но и внутренней тоже, например, с Владивостоком.

Порт Магадана зимой не замерзает. Зимой его торговый путь проходит через пролив Фриза
Порт Магадана зимой не замерзает. Зимой его торговый путь проходит через пролив Фриза

Курильские острова – это наша калитка в Азиатско-Тихоокеанский регион.

И даже такие крупные порты как Владивосток или Находка имеют свой высокий статус лишь благодаря принадлежности Курильских островов России.

И тому есть две причины:

1. Проливы между Курилами – единственные естественные морские выходы в Тихий океан по российским территориальным водам.

2. Автомобили, уголь, лес, нефть, металл, рыба и многое другое не оказались бы в крупнейших портах с оборотом 1 млн.т в год. Соответственно и обороты приморских портов сильно бы сократились.

Еще мы продолжаем активно наращивать сотрудничество с Китаем. Те в свою очередь приступили к реализации проектов Приморье-1 и Приморье – 2. Это два, так называемых, транспортных коридора, которые позволят Китаю выходить на международные морские маршруты через наши порты. Так что дополнительное "окно" в Азиатско-Тихоокеанский регион нам ой как необходимо.

Ну думаю с выгодой для России тут всё понятно. А что с Японией?

Япония - это ведь островное государство, всё ее юго-восточное побережье омывается Тихим океаном. Ей то на кой сдались эти Курилы?

Если выходы России в Тихий океан пройдут через японские территориальные воды, то японцы будут взимать плату за проход российских судов, устанавливать их количество и контролировать грузы.

То есть они будут знать, что мы везем, кому, сколько и зачем. И смогут накладывать разные запреты, подрывая торговые отношения.

И еще один немаловажный момент, стоит Японии получить хоть самый маленький остров из Курильского архипелага, как там уже на следующий день появится военная база США.