Даже если вы запустили речь ребенка с РАС, довольно часто получается, что ребенок общается с вами односложно/использует только очень примитивные предложения, а дальше не хочет/не может.
Свою первую фразу ("Дай ням-ням") мой сын сказал в 2,5 года, и до 3-х практически не говорил вообще, фразы появились в его речи в районе 3,5, а постоянно использовать предложения в речи он начал после 4-х. И эти предложения мы тянули из него клещами.
Есть несколько причин, почему ребенок не переходит от слов к фразе.
1. Аутическая, вашему ребенку хватает простых слов для общения.
2. Сенсорная. Ребенок пока способен понимать только отдельные слова.
3. Моторная - мозг/мышцы речевого аппарата не готовы воспроизводить сложные сочетания звуков.
Как работаем:
1. Выводим ребенка из зоны комфорта через просьбы. Если раньше ребенку достаточно было одного слова, чтобы получить желаемое, то мы усложняем задачу. Просим сказать не молоко, а "хочу молоко" или "дай, мамочка, молока, пожалуйста".
Вы можете формулировать собственные уровни сложности. А можете взять их из моей шпаргалки, книжек "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" (Разделы "Такт" 2-3 и "Манд" 2-3) " и "Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)" Несмотря на то, что у Бонди про карточки ПЭКС, никакая религия не запретит вам пользоваться уровнями сложности из этой книги (см. главу Этап 4).
2. Работаем с пониманием речи+ ПЭКС.
3. Развиваем пассивную речь, навык обращения с ПЭКС и глобальное чтение. Особенно если есть диагноз: сенсо-моторная алалия в тяжелой форме.
Существенно прокачать речевой навык позволяет фразовый конструктор.
Фразовый конструктор позволяет собирать предложения из отдельных блоков. Каждый блок - одно слово.
Блоки могут быть в виде:
- картинок;
- слов с картинками (разновидностью такого речевого конструктора является ПЭКС);
- отдельных слов (используется как второй этап для развития пассивной речи и обучения чтению детей с тяжелыми формами МА и СМА).
Тип конструктора подбирается в зависимости от:
- возраста ребенка;
- речевого диагноза.
В нашем случае (нетяжелая форма СА, есть активная речь и юный возраст) мы выбрали фразовый конструктор из картинок.
Фразовый конструктор вы можете купить в готовом виде, например такой, около 600 р.:
Также вы можете сделать его самостоятельно за символический прайс.
Можно:
- нарисовать карточки от руки;
- использовать черно-белые изображения, распечатанные на обычном принтере и карточки, которые вы уже использовали для развития речи;
- использовать цветные изображения из интернета, но без собственного цветного принтера распечатывать их дорого, в фотосалоне это будет стоить 100-200 р. за лист, а листов вам потребуется не менее 10.
У фразового конструктора есть несколько правил.
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов. Но в принципе мы вводили на 400 существительных и 50 глаголов, и это не было поздно.
2.Вводим части речи по онтогенезу. Начинаем с фраз существительное+глагол: "машина едет", "хочу банан", далее можно взять "существительное+глагол+существительное": "Девочка нюхает цветок", "Кошка ест рыбу", а затем добавлять прилагательные, предлоги и союзы, числительные, местоимения.
3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.
Если мы даем прилагательное цвета, то предмет рисуем черно-белый. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Кроме цветов и прилагательный типа "разноцветный".
Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.
Если у ребенка проблемы с обобщением целесообразно менять картинки для составления фраз.
4. Примерные цели работы с конструктором:
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого: "Машина едет", "Кошка ест", подбирая к одной картинке вторую (помогаем ребенку по методу рука-в-руке, а потом убираем подсказку);
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая к одной картинке вторую из набора в 3 картинки;
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из двух отдельных наборов "глаголы" и существительные" по 3 картинки;
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из 5 доступных вариантов для из каждого для двух слов, все варианты лежат в одном наборе;
- переходим к предложениям из трех слов и т.п.
Фразовый конструктор используется не только для построения предложений. Например, на нем очень хорошо отрабатывать склонения.