Найти в Дзене
В Дзене применяются
рекомендательные технологии

Как научить ребенка говорить фразами?

Даже если вы запустили речь ребенка с РАС, довольно часто получается, что ребенок общается с вами односложно/использует только очень примитивные предложения, а дальше не хочет/не может.

Свою первую фразу ("Дай ням-ням") мой сын сказал в 2,5 года, и до 3-х практически не говорил вообще, фразы появились в его речи в районе 3,5, а постоянно использовать предложения в речи он начал после 4-х. И эти предложения мы тянули из него клещами.

Есть несколько причин, почему ребенок не переходит от слов к фразе.

1. Аутическая, вашему ребенку хватает простых слов для общения.

2. Сенсорная. Ребенок пока способен понимать только отдельные слова.

3. Моторная - мозг/мышцы речевого аппарата не готовы воспроизводить сложные сочетания звуков.

Как работаем:

1. Выводим ребенка из зоны комфорта через просьбы. Если раньше ребенку достаточно было одного слова, чтобы получить желаемое, то мы усложняем задачу. Просим сказать не молоко, а "хочу молоко" или "дай, мамочка, молока, пожалуйста".

Вы можете формулировать собственные уровни сложности. А можете взять их из моей шпаргалки, книжек "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" (Разделы "Такт" 2-3 и "Манд" 2-3) " и "Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)" Несмотря на то, что у Бонди про карточки ПЭКС, никакая религия не запретит вам пользоваться уровнями сложности из этой книги (см. главу Этап 4).

2. Работаем с пониманием речи+ ПЭКС.

3. Развиваем пассивную речь, навык обращения с ПЭКС и глобальное чтение. Особенно если есть диагноз: сенсо-моторная алалия в тяжелой форме.

Существенно прокачать речевой навык позволяет фразовый конструктор.

Фразовый конструктор позволяет собирать предложения из отдельных блоков. Каждый блок - одно слово.

Блоки могут быть в виде:

- картинок;

- слов с картинками (разновидностью такого речевого конструктора является ПЭКС);

Фраза, собранная из карточек ПЭКС (Планик). Фото из интернета
Фраза, собранная из карточек ПЭКС (Планик). Фото из интернета

- отдельных слов (используется как второй этап для развития пассивной речи и обучения чтению детей с тяжелыми формами МА и СМА).

Тип конструктора подбирается в зависимости от:

- возраста ребенка;

- речевого диагноза.

В нашем случае (нетяжелая форма СА, есть активная речь и юный возраст) мы выбрали фразовый конструктор из картинок.

Фразовый конструктор вы можете купить в готовом виде, например такой, около 600 р.:

Елена Круогла. Фразовый конструктор
Елена Круогла. Фразовый конструктор

Также вы можете сделать его самостоятельно за символический прайс.

Можно:

- нарисовать карточки от руки;

- использовать черно-белые изображения, распечатанные на обычном принтере и карточки, которые вы уже использовали для развития речи;

Фразовый конструктор хендмейд "Дядя/мужчина ест помидор". Дешево и сердито.
Фразовый конструктор хендмейд "Дядя/мужчина ест помидор". Дешево и сердито.

- использовать цветные изображения из интернета, но без собственного цветного принтера распечатывать их дорого, в фотосалоне это будет стоить 100-200 р. за лист, а листов вам потребуется не менее 10.

У фразового конструктора есть несколько правил.

1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов. Но в принципе мы вводили на 400 существительных и 50 глаголов, и это не было поздно.

2.Вводим части речи по онтогенезу. Начинаем с фраз существительное+глагол: "машина едет", "хочу банан", далее можно взять "существительное+глагол+существительное": "Девочка нюхает цветок", "Кошка ест рыбу", а затем добавлять прилагательные, предлоги и союзы, числительные, местоимения.

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.

Наши глаголы,  готовые для распечатки на черно-белом принтере.
Наши глаголы, готовые для распечатки на черно-белом принтере.

Если мы даем прилагательное цвета, то предмет рисуем черно-белый. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Кроме цветов и прилагательный типа "разноцветный".

Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.

Словосочетание "желтые листья"
Словосочетание "желтые листья"

Если у ребенка проблемы с обобщением целесообразно менять картинки для составления фраз.

4. Примерные цели работы с конструктором:

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого: "Машина едет", "Кошка ест", подбирая к одной картинке вторую (помогаем ребенку по методу рука-в-руке, а потом убираем подсказку);

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая к одной картинке вторую из набора в 3 картинки;

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из двух отдельных наборов "глаголы" и существительные" по 3 картинки;

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из 5 доступных вариантов для из каждого для двух слов, все варианты лежат в одном наборе;

- переходим к предложениям из трех слов и т.п.

Фразовый конструктор используется не только для построения предложений. Например, на нем очень хорошо отрабатывать склонения.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Что делать, если ребенок к трем не говорит
Как правило, к трём годам дети уже довольно активно разговаривают, что как раз и позволяет выявить проблемы с речью. Самая серьезная такая проблема — ОНР, общее недоразвитие речи. Такое нередко бывает с детьми из любых семей — не только там, где родители говорят на одном языке, но и многоязычных, причём частота приблизительно одинаковая. Сегодня мы решили рассказать, что это за «зверь» такой, опасен ли он в краткосрочной и долгосрочной перспективе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой...
Дефектологу непросто работать с ребенком, когда вмешивается другой дефектолог
Наверное, многие педагоги сталкивались с не очень приятным явлением, когда мама воспитывает и учит ребенка вот так, папа - вот эдак, бабушки-дедушки - еще как-нибудь по-своему. При этом ребенок-то - один и тот же, а требования у всех - разные (даже порой противоположные). И степень строгости у всех разная! И границы между "можно" и "нельзя" - подумать только, тоже разные! Правильно, ребенок вообще может теряться и не понимать, что есть хорошо, а что нет. А более "продвинутые" детишки - так тем паче: научатся использовать эти различия как им выгодно, манипулируя родственниками как куклами...
Секреты детского невролога, о которых вы не догадывались
Есть одна радостная особенность в работе детского невролога. Это возможность регулярно говорить простые слова: «Ваш ребенок здоров.» На прием к неврологу крайне редко приходят здоровые взрослые. А вот дети — часто.  Да, около половины всех детей на приеме невролога оказываются абсолютно здоровыми. Зачем же их приносят или приводят родители, тратя на это время и деньги?  Во-первых, есть плановые осмотры детей до года. Раньше осмотр детского невролога был рекомендован в 3, 6, 9, 12 и 18 месяцев....
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты