Технологии в велоспорте

<100 full reads
129 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 70% of the total page views
2 minutes — average reading time

Однажды я где-то прочитал (могу "вспомнить" в комментариях, если надо), что велосипед — вещь, которая концентрирует, пожалуй, самое большое количество современных технологий. В пример приводилась итальянская компания "Кампаньоло" (Campagnolo), которая производит навесное оборудование для шоссейных и разделочных (т. е. для гонок с раздельным стартом) велосипедов, что на мощностях её производств делают даже некоторые детали для космических аппаратов. Ну что ж, проверим...

Рывок к чрезвычайному. Кампаньоло.
Рывок к чрезвычайному. Кампаньоло.
Рывок к чрезвычайному. Кампаньоло.

Когда я ввел запрос "технологии shimano", как для самого известного производителя навески под МТБ (мы кросс-кантрийный клуб всё же!), то удивился, что первая страница была забита ссылками на какие-то рыболовные катушки, проверил — да, это именно "наша" Шимано. Оказалось, что у рыбаков тоже уйма сложностей: катушки и безынерционные, и электрические. А ещё Шимано выпускает снаряжение для гребли.

Катушка XTB, узнаёте стиль Shimano?
Катушка XTB, узнаёте стиль Shimano?
Катушка XTB, узнаёте стиль Shimano?

Ещё нужно определиться с понятием "технология" — у слова есть несколько значений, но нам интересны эти: метод изготовления чего-либо (пример: технология обработки магниевых деталей) или техническое решение (пример: технология SHIMANO SHADOW RD+). Очевидно, что производители изобретают больше технических решений, нежели методов изготовления.

Переключатель с технологией SHADOW RD+ компактнее обычного и не даёт цепи биться от тряски.
Переключатель с технологией SHADOW RD+ компактнее обычного и не даёт цепи биться от тряски.
Переключатель с технологией SHADOW RD+ компактнее обычного и не даёт цепи биться от тряски.

Оказалось, что у шимано этих технологий хоть пруд пруди.

У звезд кассеты с технологией HYPERGLADE+ другой профиль зубьев в отличие от "обычных" кассет, это обеспечивает более быстрое (на 1/3) и мягкое переключение без проскока цепи.

Сравните, как лежит цепь на меньшей звезде. Нет, не от хромирования такая разница)
Сравните, как лежит цепь на меньшей звезде. Нет, не от хромирования такая разница)
Сравните, как лежит цепь на меньшей звезде. Нет, не от хромирования такая разница)

Очень мне понравилась система электронного беспроводного переключения. У большой тройки: Shimano, Sram, Campagnolo — у каждого есть электронный комплект из переключателей и тормозов. Задние переключатели всех фирм работают одинаково идеально, четко, тросики не тянутся, настройки не сбиваются, но каждый имеет свои особенности.

Беспроводной переключатель SRAM Eagle AXS.
Беспроводной переключатель SRAM Eagle AXS.
Беспроводной переключатель SRAM Eagle AXS.

Shimano — адаптирован под систему 2*11, позволяет переключаться одной манеткой, может автоматически перекидывать цепь между ведущими звездами.

Campagnolo — при разряде батареи можно перекидывать цепь руками.

SRAM — адаптирован под систему 1*11, имеет защиту от ударов: лапка переключателя легко сдвигается под боковой нагрузкой, затем возвращается в прежнее положение.

Кампаньоло, конечно, самая дорогая, а Шимано официально не поставляется в РФ. Пожалуй, я бы из этого выбрал SRAM , они хотя бы открыто прописали защиту от ударов, хотя, возможно, у других она тоже есть.

В 2018 году датская компания Ceramicspeed, которая специализируется на производстве керамических подшипников, представила концепт новой трансмиссии. Говорили, что КПД такой передачи будет больше 99% (у цепных передач в среднем 92-93%), на рабочем прототипе новая система действительно показала обещанный результат.

Карбоновый вал с подшипниками снимает усилие с ведущей шестерни.
Карбоновый вал с подшипниками снимает усилие с ведущей шестерни.
Карбоновый вал с подшипниками снимает усилие с ведущей шестерни.

Концепт велосипеда с новой передачей.
Концепт велосипеда с новой передачей.
Концепт велосипеда с новой передачей.

В 2019 году были успешно проведены тесты на трековом (односкоростном) велосипеде, которые показали улучшение аэродинамики на 3% относительно классического переключателя. Для велогонщиков это очень большой результат. К примеру сила профессионального велосипедиста на пике карьеры может за год тренировок увеличиться всего на пару процентов, а тут такое улучшение за раз!

Ах да, чуть не забыл рассказать про Кампаньоло и космические технологии. Она действительно (информация с официального сайта!) в 1960-ых годах делала шасси и прочие детали для спутников по заказу NASA. До этого поставляла колеса для гоночных болидов Alfa, Ferrari, Lamborghini и Maserati. Еще сайт гласит, что компания разработала новый сплав для протезов, но в интернете я не смог найти этому подтверждения.

Понравилось мне читать о технологиях в велосипедах, даже мысли начали возникать: "А как же раньше без этого ездили?"... Ведь за последние пару десятков лет наука и техника действительно сильно продвинулись вперед. Все инновации сперва крутятся в спорте, а затем уже доходят до любителей, а затем обречены кануть в Лету, ибо на смену приходят свежие решения старых проблем. Что же будет дальше?...

О чем бы мне рассказать в следующий раз? Об истории амортизаторов, технологии производства карбона, а может о рыбацких катушках Шимано?) Или лучше что-то про технологии, вроде Hollowtech, SPD, Ice-Tech и других интересных? Буду рад услышать ваше мнение!

Спасибо за внимание, ваш Пивцайкин Петр.