Добрейшего всем дня! Потянуло меня сегодня порассуждать на тему излишней самокритики. Недостаток, которым и я сама страдаю, и у многих других мастеров замечала подобное. Покажу на своем примере, чем это было вызвано и как можно с этим бороться.
В общем и целом к критике я отношусь положительно. Никогда не обижаюсь на нее и считаю, что это - хороший способ увидеть какие-то недостатки со стороны, а, следовательно, и устранить их, если критика действительно объективна. Но во всем нужны определенные границы. И когда самокритика переходит в разряд самоедства, это уже становится проблемой.
По моим наблюдениям, чаще всего от излишней самокритики страдают мои ровесники, такие же дети СССР, как и я. Нас в детстве было как-то не принято хвалить. Конечно, в каждой семье было по-своему, но в основном наши успехи воспринимались как должное и не были поводом для похвалы, а вот за двойки и всяческие "хвосты" можно было и по шапке получить.
А еще нас очень любили сравнивать. Принес пятерку? А сын начальника - две! А у соседки дочка еще и на гимнастику ходит, и тоже пятерки приносит. А у коллеги по работе вообще дети в трех секциях занимаются... И так далее, и тому подобное. Если были в семье еще дети - и с ними могли постоянно сравнивать.
В моем случае объектом сравнения служили Кузи. Так в узком кругу называли моих троюродных брата и сестру по фамилии Кузины. Что бы я ни делала, какие бы успехи ни показывала, всегда Кузи были лучше. Причем я в детстве никак не могла понять, почему. Они отличники - я тоже отличница. У них одна только школа - у меня еще плюс музыкальная школа и конно-спортивная секция, и везде в лидерах. Став постарше, просто забила на все эти сравнения. Но свое черное дело такая политика сделала, поселив в меня жуткую неуверенность в себе и в результатах своей деятельности, хоть творческой, хоть любого другого плана.
Вторым булыжником в фундаменте, на котором зиждилось огромное здание моего самоедства, стала леворукость. Маман страшно этого стеснялась. Она до сих пор боится, когда "не как у всех", а тут у всех дети пишут правой, а ее дочка - левой... Это же трагедия! :-) С целью переучивания в ход шло все, самые изощренные способы, о некоторых и вспоминать не хочется. Успех был достигнут только частично. Писать я стала правой рукой, правда, почерк настолько ужасный, что предпочитаю все, что только можно, выдавать в компьютерном варианте. А вот иголку и ножницы даже держать в правой не умею, только левой. И, конечно же, все мои творческие потуги неизменно осмеивались, а фразочка "И что ты там опять своей левшой кривуляешь?" стала девизом, под которым прошло мое детство :-)
Тем не менее, жажда творчества оказалась сильнее навязанных издержками воспитания комплексов. Но самоедство присутствовало всегда, доходя иногда до такой степени, что даже меня саму начало раздражать. Почти все мои рукодельные труды поролись, резались, переделывались не по одному и даже не по пять раз. Многое в итоге вообще выбрасывала.
А потом в моей жизни наступила полоса переосмысления многих вещей и переоценки ценностей. Тщательной ревизии я подвергла и саму себя как личность. Максимально отстраненно, трезво и взвешенно проанализировала свои достоинства и недостатки, свои умения, то, как я общаюсь и веду себя с другими людьми... В общем, препарировала саму себя на клеточном уровне. Вычленила все, что надо устранить, и объявила всему этому беспощадную войну. И самоедство было в этом списке одним из первых пунктов.
До полной победы еще далеко, но все-таки очень заметные успехи уже есть. А поскольку проблема носит распространенный характер, поделюсь своими способами борьбы с ней.
Итак, типичная ситуация. Сделана очередная рукоделочка. И традиционно начинается приступ недовольства: некрасивое, плохое, не такое, резать-пороть-выбрасывать, я рукожоп... И тут я включаю целую систему действий.
1. Анализ. Начинаю раскладывать все по полочкам. Форма. Цвет. Размер. Качество самой работы. Соответствие вещи тому человеку, кому она предназначается. Если нахожу какие-то кардинальные недостатки - решаю, как их можно исправить. Но обычно эти нюансы я продумываю заранее, и чем дальше, чем меньше приходится тратить время, чтобы успокоить саму себя и убедить, что вещь получилась вполне приличная и не надо хвататься за ножницы.
2. Отключаю режим сравнения. Вот этот как раз самое яркое проявление детских комплексов, наследие постоянных сравнений с пресловутыми Кузями. Убедила себя, что вещь получилась достойная - и тут же включается внутренний нытик, говорящий, что Маша (Света, Лена и т.д.) сделали бы из этого камушка гораздо более красивое украшение, или связали бы вещь поинтереснее из такой шикарной пряжи, а я только материал порчу. Чтоб он заткнулся, напоминаю ему, что я - это я, я такая одна в своем роде, и есть достаточно много людей, которые ценят именно мои работы. Что совершенно не мешает им восторгаться работами других мастеров, той же Маши, Светы и Лены, которыми я и сама могу искренне восхищаться. Но другие - это другие, а я - это я :-)
3. Отключаю зависимость от чужого мнения. Очень часто наше самоедство становится продолжением критики со стороны. Типичный пример: выставка, продаются красивые бисерные работы, подходит какая-нибудь дама и изрекает "авторитетное" мнение: а моя дочка в садике такое же плела... Все, мастер в унынии, настроение на нуле, желание творить в минусе, неуверенность в своих силах нарастает со скоростью лавины... Я это регулярно ощущала после каждого "левшой кривуляешь...". А потом взглянула на ситуацию со стороны. Кто мне это говорит? Человек, максимум достижений в рукоделии у которого - это умение пришить пуговицу или зашить небольшую дырку на носке? Потому что если дырка большая - штопать мы не умеем... И начала парировать одной фразой: сделай лучше своей правой. И как-то сразу мне начали меньше тыкать в глаза леворукостью :-)
Вот так и с критиканами со стороны. Плохо? Вот материал, сделайте лучше. Покажите, как надо, научите, я еще и денег заплачу. Как правило, после подобной реакции такие умники испаряются со скоростью звука :-)
Несколько сложнее, когда критикует человек, который действительно разбирается в этом деле. Но и тут есть два варианта. Если вы сами попросили его оценить свою работу - ну что же, попросили - получайте, и сами решайте, принимать эту критику через себя или действовать по принципу "в одно ухо влетело, в другое вылетело".
А если этот мастер сам решил вылить на вас ведро помоев, то, даже если и есть рациональное зерно в его критике, как минимум этот человек дурно воспитан. Поэтому ни в коем случае не обижаться, не терять присутствие духа и не переставать верить в свои силы. Или достойно парируйте, или молча игнорируйте, или просто поблагодарите за высказанное мнение. Человек ведь время потратил, чтобы написать разгромный комментарий, так что спасибо ему за уделенное вам и вашей работе время :-) И идем дальше, растем, творим и получаем удовольствие от творчества.
4. Постоянное самообразование. Если все-таки остается ощущение занозы в душе, хотя вроде бы и убедила себя, что и вещь получилась хорошая, и я - не рукожоп, традиционно отправляюсь в поход за новыми знаниями. Смущают цвета? Не пойму, удачное ли сочетание или же кажется, что все несколько скучновато? Залезаю в специальные программки, ищу картинки, на которых сочетание цветов заставляет сердце биться через раз, раскладываю там эти картинки, смотрю на цветовую гамму, запоминаю... Смущает форма? Открываю сайты ювелиров, фотоотчеты с различных выставок украшений, залезаю в альбомы мастеров, творчество которых вызывает восхищение, анализирую, запоминаю, выделяю какие-то особо понравившиеся нюансы... Обязательно зарисовываю свои идеи. Рисую я ужасно, но, главное, сама потом могу разобраться, что к чему.
5. Обратная связь. Я не наивный романтик, и прекрасно понимаю, что не все подаренные или проданные мной вещи используются постоянно и затираются до дыр их счастливыми обладателями. Естественно, часть из них отправилась в дальний угол, передарена, отдана на растерзание детям, выброшена или распотрошена для переделки. Но я точно знаю не одного человека, который действительно искренне рад и с удовольствием носит мои творения.
Одна из моих ближайших подруг выходила замуж в колье моей работы. Причем заранее об этом не сказала. И когда я увидела ее на свадебных фото - восторгу не было предела, я в прямом смысле слова прыгала от радости. Это был такой огромный заряд позитива, который и сейчас не выветрился. Так что обязательно, если есть такая возможность, отслеживайте судьбу своих проданных или подаренных творений. Меня это очень стимулирует, ведь если вещь нравится- значит, она действительно получилась хорошо.
6. Не забывайте себя хвалить. Для меня это самое трудное. Вот ругать - это я всегда готова, а похвалить... Ну подумаешь, сделала громадное конкурсное колье за трое суток без перерыва на сон... Ну и что тут такого героического? Сама виновата, что по срокам дотянула... И все в таком роде. Усиленно с этим борюсь, потому что даже тот факт, что работа закончена, а не брошена на половине и не задвинута в дальний угол - уже повод для похвалы. Так что хвалим себя обязательно, а те, кого недохвалили в детстве - в двойном объеме :-)
Делитесь своими способами борьбы с излишней самокритикой в комментариях, и пусть ничто не мешает нам творить с радостью и удовольствием!
Всем ровных крестиков, ровных петелек и послушных бисеринок!