Ария зомби для колоратурного сопрано

24 December 2019

Есть мнение, что первоначально эта труднейшая партия (верхняя нота в арии — «фа» третьей октавы!) задумывалась как пародия на итальянскую оперу с засильем в ней разного рода голосовых украшательств. Речь идёт о второй арии Царицы Ночи из оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта" (второй акт).

Вполне возможно, что Моцарт в этой арии иронизировал над своими "устрашающими" сочинениями (Dies Irae из Реквиема и партией Командора из "Дон Жуана"). 

Ирина Якушина пишет: "В инструментальных по характеру "шаманских завываний" роботообразный механизм, свидетельствующий о подчинении некой высшей силе, руководящей её действиями. Царица Ночи – самый настоящий зомби! ... 

В своей мести Царица желает казаться страшной и жуткой, но как только дело доходит до кульминационного повышения градуса аффекта, вместо патетических угроз мы слышим ... сиреной завывающие рулады инструментально-механического характера с пикантной кукольной дробью отрывистых восьмых в высочайшем регистре. Создаётся своеобразный эффект "сбоя" первоначально заложенной программы "робота-зомби". При этом музыка переходит в мажор, вовсе не свойственный средним разделам Арии мести! 

Дальше ещё интереснее. Царица начинает повторяться, как заезженная пластинка. Два раза она повторяет музыку "раздела с руладами", три раза (со слов "Навек тебя оставлю") – двутактовые мотивы с нисходящими октавными скачками ... 

Когда-то схожие октавные ходы в партии Командора повергали нас в запредельный ужас. Теперь же их торопливое нагромождение вызывает чуть ли не смех. Моцарт намеренно встраивает "поверхностную" чехарду октавных ходов в вокальную партию Царицы – это явная пародия на устрашение".

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

И подпишитесь на канал

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы