6252 subscribers

Чёрные шедевры ХХ века

228 full reads

Эпитет "чёрные шедевры" французский композитор Оливье Мессиан применил к некоторым произведениям, ставшими каноническими в классической музыке. Их мрачная глубина всегда привлекала режиссёров-постановщиков и слушателей. Почувствуйте и вы солоновато-металлический привкус этой музыки. Оно того стоит.

Эдвард Мунк. Лунный свет
Эдвард Мунк. Лунный свет

1905 год

Порой удивительные события происходят вокруг казалось бы общеизвестных фактов. Новозаветной истории о правителе Галилеи Ироде и его экстравагантных отношениях с падчерицей почти две тысячи лет. Кто забыл или не знал, открывайте Евангелие от Марка, глава шестая. И если Библия от бога, то всё, что в ней написано - божественно.

Однако, внесение небольшой деталировки в эту историю Оскаром Уайльдом произвело настоящий скандал. Его одноактная трагедия 1891 года "Саломея" была запрещена к постановке не только в Англии, но и в России. Впервые пьесу сыграли в Париже, через пять лет после создания, а на родине драматурга она увидела свет рампы только через сорок лет.

Немецкий композитор Рихард Штраус воплотил уайльдовскую пьесу в музыке в 1905 году. Успех был ошеломляющий. Столкновение разнузданных инстинктов поздней античности с моралью зарождающегося христианства произвёл неизгладимое впечатление на публику. Критик Эрнст Дечи писал:

Ничего более сатанинского и художественного на немецкой сцене не случалось.

Сам Штраус называл свой шедевр "скерцо со смертельным исходом", но главная тема оперы - это, конечно же, любовь. Саломея поёт, обращаясь к к голове Иоаканаана:

Ни морская глубь, ни водопады не уймут во мне бездонной страсти сердца.
О! Меня не увидел ты. Но лишь увидев меня, ты,.. ты бы полюбил. Я знаю, ты бы полюбил меня.
Ты видишь сам, что тайна любви,.. она несравнимо больше, чем смерти.

Итак, Рихард Штраус "Саломея". Рекомендую постановку 2007 года театра Ла Скала. Партию иудейской принцессы исполняет сопрано Надя Михаэль.

1909 год

Одноактная монодрама Арнольда Шёнберга "Ожидание" считается одним из первых атональных сочинений в мире. Публичное исполнение состоялось гораздо позже - в 1924 году.

Текст к произведению был написан Мари Паппенхайм. В центре повествования одинокая женщина в поисках своего любимого. Действие происходит в ночном лесу, то ли настоящем, то ли созданном воспалённым воображением героини. Пробираясь сквозь дебри страха, женщина обрушивает на слушателя истерический поток своего сознания. Результатом этих блуждания является страшная находка - бездыханное тело любимого человека.

Монолог над телом чем-то напоминает финальную сцену из "Саломеи". Вокальная партия "Ожидания" - образец аффектированной речи, с предельно заострёнными интонациями, своеобразная "драма крика".

Проснись ... проснись же ... не умирай, мой любимый ...
Только не умирай ... я так люблю тебя ...

Ученик и соратник Шёнберга композитор Антон Веберн писал:

Партитура этой монодрамы есть одно непрекращающееся событие. Здесь нет ничего общего с традиционной архитектоникой, всё время возникает новое, исходя из самых неожиданных изменений выразительности.

1913 год

Балет "Весна священная" был создан в годы небывалого творческого взлёта Игоря Фёдоровича Стравинского. "Весна" стала вершиной, апогеем. Значение этого произведения не исчерпано до сих пор.

Тембро-гармонический язык партитуры, абсолютно новая ритмическая основа, импровизация народного интонирования - всё это произвело революцию в музыке прошлого века.

С лёгкой руки Сергея Павловича Дягилева за балетом закрепилось название "Девятая симфония XX века". Но это сейчас все всё понимают и восхищаются величием музыки Стравинского. На премьере в Париже звучали совсем другие слова, больше оскорбительные.

Тема балета - весеннее пробуждение, обновления природы, человеческих сил, человеческого рода вообще и каждого индивидуума в отдельности, раскрытие внутреннего человека навстречу настоящей любви. И это не романтичные охи-ахи под Луной, это реальные первобытные чувства, резко очерченные и брутальные.

Именно поэтому, ближе всего к раскрытию любовного тематизма "Весны" подошёл французский балетмейстер Анжелен Прельжокаж. В роли Избранной - Нагису Шираи.

1925 год

Ещё одна вершина. На этот раз мирового оперного искусства - первое сочинение в этом жанре австрийского композитора Альбана Берга - "Воццек". Влияние этого произведения на искусство огромное. Журналист Алекс Росс подмечает:

Для одних "Воццек" Берга – едва ли не самая захватывающая опера на свете. Кстати, так же считал и Гершвин, обращаясь к ней в "Порги и Бесс", не в последнюю очередь – в тех туманных аккордах, которые пронизывают Summertime. Для других же "Воццек” – воплощение уродства.

Одно точно - "Воццек" не может оставить равнодушным. Знакомство с этим шедевром оставляет неизгладимые впечатления. Неразделимая пара - любовь и смерть - погружают слушателя в полный отчаяния и безысходности мир главных героев. Воццек так сильно любит Мари, что не может смириться с её изменой. Для последнего разговора с любимой женщиной он приготовил острый аргумент.

- Какая красная луна ...
- Как окровавленная сталь

Альбан Берг. "Воццек". Интерпретация Клаудио Аббадо. Венская опера. Рекомендую.

1934 год

Примером того, как сила музыкального искусства может изменить отношение к литературному персонажу, является опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда".

В основе либретто - криминальный очерк Николая Семёновича Лескова. Главная героиня - Катерина Измайлова - расчётливая и бессердечная убийца не вызывает ни малейшего сострадания.

Другое дело у Шостаковича. Он влюблён в свою героиню, и если не влюбляет в неё слушателя, то, по меньшей мере, заставляет сочувствовать. Отголоски Штрауса и Берга возникают в опере то тут, то там. Писатель Галина Серебрякова вспоминала, что композитор:

жаждал по-новому воссоздать тему любви, любви, не признающей преград, идущей на преступление, внушённой, как в гётевском “Фаусте”, самим дьяволом.

В образе Катерины сливаются "безграничная любовь" Саломеи и "смертельная ревность" Воццека. От такого взрывоопасной смеси не приходится ждать ничего хорошего. Все, попавшие в зону поражения, не имели шансов на выживание.

Галина Павловна Вишневская в роли Катерины - лучшее воплощение на сегодняшний день. Ищите в сети фильм-оперу 1966 года. Режиссёр Михаил Шапиро.

1945 год

Под большим впечатлением от "Леди Макбет" находился английский композитор Бенджамин Бриттен. У Шостаковича он научился пародии и гротеску, его гармонии берут своё начало в произведениях Стравинского и Берга.

Поэма Джорджа Крэбба "Питер Граймс", напечатанная в 1810 году – это история гнусного человека. Именно она стала основой одноимённой оперы Бриттена.

Питер Граймс - грубый рыбак, практически лишённый добродетелей.
Из-за своей патологической жадности он нанимает на работу несовершеннолетних подмастерьев. Непосильный труд и несчастный случай становятся причиной их гибели. Тяжкий груз обвинений приводит Граймса на грань безумия. Он выходит в море, чтобы найти там утешение в смерти.

В финальном акте рыбак вспоминает прошлое, пропевая фрагменты своих предыдущих мелодий, и разговаривает с двумя умершими мальчиками.
В это время хор за сценой повторяет его имя – 79 раз подряд:

Граймс!.. Граймс!.. Граймс!.. Граймс!.. Граймс!.. Граймс!..

Разум окончательно покидает героя, и всё, что он может делать в конечном итоге, – петь собственное имя в ответ.

Некоторые из упомянутых произведений уже были освещены в публикациях канала. Их легко можно найти в Каталоге всех статей, нарративов и видео.

При подготовке публикации использованы материалы из книг:
Алекс Росс. "Дальше – шум. Слушая XX век",
Власова Н.О. "Творчество Арнольда Шёнберга",
Смирнов В.В. "Творческая весна Игоря Стравинского".

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!