6259 subscribers

Денщик Мусоргский

344 full reads

Вот совсем не было в планах продолжать тему Алкоголя в Музыке. После четырёх прошлогодних публикаций она была как бы полностью исчерпана ... до дна.

Для меня, конечно.

Однако, комментарий одной разгневанной читательницы под статьёй о композиторах-сифилитиках стал импульсом для нового расследования:

Денщик Мусоргский

После такого подрыва мои шаловливые пальчики сами собой потянулись к рюмке клавиатуре.

Вы на самом деле думаете, что только звёздам современной эстрадной музыки дозволительно пить, курить и предаваться "нехорошим излишествам"? Да ладно ...

Хватит делать из академических композиторов небожителей. Они никогда такими не были! Это живые люди, и шедевральность их сочинений обусловлена именно тем, что они не были идеальными. Жизнь праведника скучна и однообразна, с неё не то что симфонию - короткого фортепианного этюда не напишешь. Они сосуществовали со своими пороками и добродетелями, они на полную катушку рефлексировали, они совершали глупости, они жили.

Слушать музыку любимого композитора и не интересоваться его личностью - это пошлое лицемерие, господа-товарищи. Потому как, большинство гениальной музыкой произошло из-за отсутствия равновесия. Не важно какого: психического, эмоционального или физического.

Другое дело, что у обычного человека, напившегося водки, выбор не велик: либо лечь спать, либо получить по лицу в ночном клубе, а у нестандартно мыслящего автора алкоголь может способствовать творческому процессу, стимулировать фантазию. Талантливый композитор создаёт талантливую "пьяную" музыку.

Людвиг ван Бетховен, Александр Константинович Глазунов, Ян Сибелиус, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и другие ... очень любили выпить.

Кто по-вашему, из великих сочинителей прошлого мог оставить такую запись в дневнике:

Ужин в Лондоне. Официальные тосты. Пьян, как ... Тысяча нежностей со всеми. Не мог дойти до дому. Пьян.

а такую:

Страшный двойной кутёж в двух кабаках. Я так много пил, что ничего не помню … Вставши, чувствовал себя очень мрачно, да и погода была мрачная, дождливая. Голова была тяжела и вместе с тем пуста от пьянства.

и на посошок

Говорят, что злоупотреблять спиртными напитками вредно. Охотно соглашусь с этим. Но, тем не менее, я, т.е. больной, преисполненный неврозов человек, - положительно не могу обойтись без яда алкоголя ... Ну вот я, например, каждый вечер, бываю пьян и не могу без этого.
... В первом периоде опьянения я чувствую полнейшее блаженство и понимаю в этом состоянии бесконечно больше того, что понимаю, обходясь без яда!

Узнали? Молодцы. Да, это Пётр Ильич Чайковский. Но его никто не считает алкоголиком, а Модеста Петровича Мусоргского - считают. И на то есть крепкие причины.

Денщик Мусоргский

Портрет композитора кисти Ильи Ефимовича Репина, март 1881 года, Николаевский военный госпиталь. Спустя несколько дней больного посетит его старший брат Филарет и зачем-то оставит ему денег. За роковой бутылкой коньяка и яблоком на закуску сбегает санитар.

Мусоргский "проконьячится" в последний раз, отмечая в одиночку свой так и ненаступивший день рождения. Говорят, что над его кроватью висела табличка "Денщик Мусоргский".

Действительно, чтобы бесплатно лечить композитора его поместили в больницу как "вольнонаёмного денщика ординатора Бертенсона".

А вот и первый свидетель: Василий Бернардович Бертенсон, лечащий врач Модеста Петровича. В книге "За 30 лет: Листки из воспоминаний" он рассказывает,

что автор "Бориса Годунова", по слухам, будучи ещё на службе в блестящем Преображенском полку, пил горькую, поэтому просить его вперёд за три недели об участии в концерте, не зная, будет ли он вменяем в это время, всё равно ни к чему бы не привело. Хотя согласие его я бы наверно получил, но, разумеется, без ручательства, что в нужный день он не окажется так пьян, что не только не сможет аккомпанировать, но и не будет даже в состоянии узнать родного отца.

Получается, что свой алкомарафон юный Модест начал в возрасте семнадцати лет. Второй свидетель - писатель Николай Иванович Компанейский - подтверждает:

Мусоргский вполне усвоил внешние достоинства преображенского офицера: имел изящные манеры, ходил на цыпочках петушком, ... даже научился напиваться пьяным ... Он участвовал в кутежах, целые ночи отбрякивал на фортепиано польки ...

В девятнадцать лет Мусоргский бросает военное пьянство и переходит на пьянство гражданское. Или это уже был полноценный алкоголизм? В июне 1858 года братья Мусоргские едут на свадьбу своего друга барона Менгдена. Длительные возлияния стали причиной возможно первых в жизни приступов "delirium tremens" ("белой горячки") у начинающего композитора.

В двадцать два года Мусоргский знакомится с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Даю ему слово, как третьему свидетелю:

Мусоргский певал вместе с Кюи отрывки из опер последнего.
У Мусоргского был недурной баритон, и пел он прекрасно.

Проходит только три года:

Что же касается до Мусоргского, то, хотя он был прекрасный пианист и отличный певец (правда, уже спавший в то время с голоса) ...

Можно предположить, что причиной ухудшения вокальных данных стало злоупотребление алкоголем.

К Римскому-Корсакову я ещё вернусь. Ему всегда есть что сказать.

Осень 1865 года, Мусоргскому двадцать шесть с половиной лет и вновь у него приступы delirium tremens. Об этих фактах брат Филарет сообщает в письме музыкальному критику Владимиру Васильевичу Стасову.

Стасов, как идеолог и один из вдохновителей "Могучей кучки", принимал активное участие в жизни Мусоргского, был его опекуном и главным советчиком. Композитор доверял ему, делился сокровенным.

Младший брат Стасова - Дмитрий Васильевич - в июне 1873 пишет своей жене Поликсене:

Мусоргский сам сказал Володе, что его мучили симптомы безумия, и что тоже самое происходило несколько лет назад. А ещё он повторяет, что сильно пьёт, хотя и не любит пить. Как это ужасно!
Мусоргский пришёл вчера к ужину. Я нашёл его сильно изменившимся - вялым, худым, молчаливым. Но сочиняет он по-прежнему - великолепно.

Да, несмотря на массированное злоупотребление алкоголем, Мусоргский всё ещё оставался гениальным композитором, непревзойдённым аккомпаниатором и незаурядным литератором.

Может ему не повезло с друзьями? Одни его поили, другие завидовали, третьи отказывали в поддержке. Бывший соратник-кучкист Милий Алексеевич Балакирев пишет Стасову:

Я никак не надеюсь на то, чтобы Мусоргский сделался живой энергичный человек и композитор. Он слишком разрушен физически, чтобы стать не тем трупом, каким он теперь.

Алкоголизм - болезнь неизлечимая, и Мусоргский внушительную часть жизни провёл вместе со своим страшным, но, ставшим "родным" другом.

Безусловно Зелёный Змий не позволил ему проявить своё дарование в полной мере. Мусоргский пишет Голенищеву-Кутузову после затяжного запоя:

Мой милый друг Арсений, ты чего доброго совсем сердит на меня; преложи гнев на милость. Я был весьма основательно измучен нервною лихорадкой, около 20-ти суток глаза не сомкнул и в таких мрачностях находился, что писать к тебе было бы грешно.

В тоже время, возможно именно этанол в виде "нервной лихорадки" вдохновил композитора на сочинение мощнейших по силе воздействия безумных сцен "Бориса Годунова", эпизода самосожжения в "Хованщине", депрессивных вокальных циклов и лихорадочно-нервных "Картинок с выставки".

Его музыку много ругали за:

техническое косноязычие
отсутствие чувства формы
нелепые бессвязные гармонии (гармоническую нескладицу)
безобразное голосоведение
поразительно нелогичные модуляции
неудачные инструментовки
величайшую вялость и однотонность
неотёсанность и шероховатость

Мусоргский не имел музыкального образования и не особо стремился его получить. Природное дарование и острый ум сотворили из него гения.

Композитор Мусоргский - живой, талантливый, своеобразный, оказавший огромное влияние на развитие музыкальной мысли.

Денщик Мусоргский - дерзкий и немощный дилетант.

Последнее слово за близким когда-то другом - Римским-Корсаковым:

с одной стороны, горделивое самомнение его и убеждённость в том, что путь, избранный им в искусстве, единственно верный; с другой - полное падение, алкоголизм и вследствие того всегда отуманенная голова.

Ссылки на все части тетралогии Алкоголь в Музыке вы найдёте в Каталоге всех статей, нарративов и видео канала:

Часть 1 - Бах, Кейдж, Вивальди, Шостакович, Чайковский, Малер
Часть 2 - Верди, Доницетти, Чайковский, Вебер, Орф
Часть 3 - Мусоргский, Сибелиус, Глазунов, Шостакович
Часть 4 - Брамс, Бизе, Моцарт, Штраус, Римский-Корсаков, Шостакович, Мусоргский, Люмбю, Оффенбах, Масканьи

Жмите смелее!

Заключительная несмешная байка:

23 декабря 1867 года Мусоргский закончил романс "Светская сказочка", посвятив её своему другу Александру Порфирьевичу Бородину. Стасов дописал на рукописи к заголовку слово "Козёл". В следующем году Бородин посвящает Мусоргскому романс "Фальшивая нота". Высокие отношения!