6252 subscribers

Для чего композиторы до сих пор используют самую древнюю мелодию

926 full reads

В мотиве всего несколько нот, это самое начало григорианского погребального распева Dies Irae (День гнева).

Слова придуманы в XIII веке то ли монахом Фомой Челанским, то ли кардиналом Латино Орсини. В принципе, не важно. К моменту появления текста мелодия уже существовала, скорее всего, не одно столетие, внушая слушателям ужас и страх.

Для чего композиторы до сих пор используют самую древнюю мелодию

Зловещие свойства Dies Irae широко использовались композиторами прошлого и применяются современными авторами.

Симфония № 103 Йозефа Гайдна в ми-бемоль мажоре начинается с устрашающего тремоло литавр, подготовляющего к первому появлению четырёх нот "гневного" мотива.

В финале "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза, озаглавленном "Сон в ночь шабаша", Dies Irae мрачно звучит у медных, в то время, как часы отбивают полночь.

Гротескный аккомпанемент фортепиано открывает "Totentanz" ("Пляску смерти") Ференца Листа - набор вариации на Dies Irae. Быстро чередующиеся аккорды, резкие октавы и виртуозные пассажи сочетаются с темой, чтобы создать жуткий образ Безносой.

А в энергичной и по-хорошему бешеной "Пляске смерти" из цикла "Афоризмы" Дмитрия Шостаковича Dies Irae звучит почти беззаботно на фоне атонального аккомпанемента.

Перехожу к кинематографу.

Опытное ухо выделяет средневековую секвенцию в саундтреках:

  • Ханса Циммера к мультфильму 1994 года "Король Лев", в сцене гибели Муфасы,
  • Джона Уильямса к четвёртому эпизоду саги "Звёздные войны" "Новая надежда", в эпизоде смерти дяди и тёти Люка Скайуокера,
  • Дмитрия Тёмкина в фильме 1946 года "Эта замечательная жизнь", фрагмент, когда Джордж Бейли хочет прыгнуть с моста,

Американская композитор Венди Карлос открывает темой Dies Irae классический фильм ужасов Стэнли Кубрика 1980 года "Сияние".

"Омен", "Полтергейст", "Пятница 13-е", "Один дома", "Шрек", "Матрица", "Пираты Карибского моря", "История игрушек" и так далее. Во всех этих фильмах и мультфильмах прямо и скрыто (в обработке) звучит древний мотив.

Полный перечень использования в кинематографе Dies Irae составил и продолжает пополнять доцент кафедры гуманитарных наук в музыкальном колледже Беркли Алекс Людвиг.

На сегодняшний день в нём 59 позиций с указанием времени появления и продолжительности фрагмента. Ссылка уже скоро.

Вот кому всегда не хватало Dies Irae, так это британскому пианисту и композитору Кайхосру Сорабджи. В 1949 году он закончил фортепианную композицию из 27 вариаций на полюбившуюся ему тему.

Продолжительность "Sequentia cyclica super "Dies irae" ex Missa pro defunctis" составляет порядка восьми часов, и это одна из самых длинных фортепианных пьес всех времён. Послушайте ... на досуге.

В качестве пробника - первая вариация Vivace (spiccato assai).

Месяц назад на канале выходила статья о мелодии народного танца folia, которую за пятьсот лет вставили в свои произведения порядка двухсот композиторов. Мотив Dies Irae значительно древнее, и количество авторов его использовавших не поддаётся подсчёту.

Дорогие читатели, чтобы не затеряться в Океане между Нот сохраните себе Каталог статей, нарративов и видео. Там вы найдёте все ссылки на публикации канала.

А здесь вы найдёте перечень Алекса Людвига.

В благодарность за ваши лайки, репосты в социальных сетях и комментарии - традиционная несмешная байка:

Немецкий композитор и дирижёр Отто Клемперер считал грамзаписи дурным суррогатом живой музыки. Он утверждал, что

слушать грамзаписи - это то же самое, что ложиться в постель с фотографией Мэрилин Монро.