Уже неоднократно музыкальные каналы Дзена давали подробные разъяснения по поводу количества нот в октаве. Однако, практически под каждой моей публикацией на тему "плагиата и заимствований" неизменно появляются вздыхающие комментарии:
Периодически в ответ пишу правильное число нот в октаве - 12.
Некоторые начинают спорить. Давайте вместе посмотрим на фортепианную клавиатуру. Перед вами октава.
Разве только семь белых клавиш извлекают ноты? А пять чёрных зачем? Для красоты? Нет, я не спорю. Рояль с открытой крышкой на закате впечатляет сильно.
Но почему верхним пяти клавишам отказывают в праве называться нотами? Это потому что они чёрные? Нет ли здесь музыкального "расизма"?
Фредерику Шопену принадлежит авторство Этюда № 5 из 10-го опуса. Правая рука играет только на чёрных, не извлекая ни одной из тех самых семи нот, на которых якобы построена вся музыка. Что же тогда мы слышим?
Пианист-виртуоз Ланг Ланг родом из Китая, в основе традиционной музыки которого лежит так называемая пентатоника. Вот китайские комментаторы имеют полное право говорить: а что ты хотел, нот всего пять!
Виртуоз колокольного звона, наш соотечественник Константин Константинович Сараджев различал в октаве 1701 ноту, 112 бемолей и 112 диезов каждого тона. Только кто его проверит?
Не буду углубляться в музыкальную теорию и пытаться найти причины незамкнутости натурального строя. Достаточно сказать, что уже в XV веке музыканты и композиторы пришли именно к 12-ти нотной октаве.
Равномерная темперация - результат компромисса человека с иррациональностью природы. Абсолютно чисто звучит только октава. Музыковед Александр Евгеньевич Майкапар пишет:
... интервалы, производимые на наших инструментах с фиксированным строем, обычно не совпадают с обертоновыми интервалами, производимыми каждым отдельно взятым звуком. Поэтому, если судить строго, мы постоянно сталкиваемся с некоторой "грязноватостью" звучания, когда в ансамбле соединяются наши клавишные инструменты, например фортепиано, со струнными.
Сторонникам семи нот в музыки можно задать один вопрос: если нот только семь, то почему в мажоре и миноре по двенадцать тональностей?
Почему Иоганн Себастьян Бах написал именно 24 прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира"? Подумайте на досуге.
Великий Бах провозгласил своим произведением равенство всех тональностей. Нет главных, нет второстепенных. Все одинаковы. Говорят раньше клавиши вообще никто не красил. Черно-белая раскраска появилась позднее, под влиянием моды. И к ней все привыкли. Но инверсия выглядит не хуже.
В заключении ещё один момент.
Фраза "нот всего семь" на самом деле никак не оправдывает факта неосознанного повторения музыкального материала. С математической точки зрения это звучит так: "Эх, ты! У тебя было столько вариантов, а ты всё равно позаимствовал у другого".
Об этом на канале выходили статьи Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии? и Генераторы мелодий. Ссылки на них есть в каталоге.
По традиции - несмешная байка:
Венская придворная опера. Идёт сцена в волчьем ущелье из "Вольного стрелка" Карла Марии фон Вебера. Партию егеря Макса исполнял молодой и не особо подготовленный тенор.
Когда он в отчаянии пропел "Горе мне, я не могу спуститься!", известный остротой своего языка концертмейстер Йозеф Хельмесбергер обратился к своему соседу:
- То, что он не может спуститься, не так уж плохо. Но он и вверх не может подняться …
Каталог всех статей, нарративов и видео.
Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.