6267 subscribers

Дон Жуан и Шерлок Холмс

132 full reads

Проникновение разных жанров искусства друг в друга порой находишь в самых неожиданных местах.

Как связано эффектное падение Шерлока Холмса и профессора Мориарти в бездну Рейхенбахского водопада в фильме "Игра теней" с финальным низвержением в геенну ада Дон Жуана в опере Моцарта?

Кадр из фильма "Игра теней"
Кадр из фильма "Игра теней"

Итак, по порядку. Опера "Дон Жуан" была создана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1787 году.

Ровно сто лет спустя Артур Конан Дойль написал первую повесть увлекательного цикла о приключениях лондонского сыщика и его друга Джона Ватсона.

В 2009 - 2011 годах на экраны вышла детективная дилогия режиссёра Гая Ричи о Шерлоке Холмсе с оригинальным сюжетом.

Есть мнение, что история о Шерлоке Холмсе, рассказанная кинематографическим языком, является современной интерпретацией сюжета о Дон Жуане.

Мориарти = Командор, Холмс = Дон Жуан

Впервые Холмс упоминает оперу Моцарта в разговоре с Ватсоном по пути в тюрьму (фильм 2009 года). Доктор обижен на приятеля за его хамское поведение в ресторане и Холмс пытается помириться с ним:

Знаете, сегодня в опере дают "Дон Жуана". Могу достать пару билетов, если есть желание культурно провести вечер.

Эти слова можно понять как прозрачный намёк на события второго фильма, где моцартовское произведение становится одним из краеугольных камней.

Холмс и Мориарти оказываются связаны с образами и Дон Жуана, и Командором. При чём, по ходу фильма они меняются местами.

Кстати, для доктора Ватсона и Ирен Адлер приготовлены свои параллели.

В "Игре теней" Мориарти осуществляет террористический акт в отеле напротив театра, где идёт постановка "Дон Жуана". Напряжённая сюжетная линия фильма совмещается с кульминацией оперы. Оригинальный саундтрек переплетается с музыкой Моцарта и диегетическими звуками, создавая ошеломляющую по динамизму картину, закладывая крепкие связи между персонажами.

Статуя Командора, как посланник потустороннего мира провозглашает своё зловещее Si в момент перехода из одной тональности в другую. Гремит взрыв в отеле, на сцене черти тащат Дон Жуана в ад, Мориарти победоносно взирает на происходящее с балкона, Холмс растерян.

Таким образом, Мориарти обманывает Холмса, аналогично тому, как Командор одерживает победу над Дон Жуаном.

В одном из интервью композитор фильма Ханс Циммер говорил, что

в процессе интерполяции этих знаковых произведений в партитуру он намеревался защитить структуру их первоначальной композиции, даже если они будут вплетены в части, которые он создал сам.

Донна Эльвира = Ирэн Адлер

Оперных героев Донну Эльвиру и Дон Жуана связывает не только их кратковременный роман, оставшийся вне сюжета оперы, но и нечто большее. Донна Эльвира пытается играть роль ангела-хранителя, следуя за неугомонным ловеласом по пятам и пытаясь уберечь от неприятностей. Литературовед Лоуренс Липкинг считает, что она является

его недостающей совестью, альтер эго. Иными словами, она даёт ему то, чего ему не хватает - жалость и страх, которые свойственны человеку.

Из первого фильма мы знаем, что Холмс уже был знаком с Ирэн Адлер, и их также связывали романтические отношения. Постоянное присутствие "этой женщины" выражается в её фотографии в комнате сыщика. Она мерещится ему на боксёрском поединке. Платок с её инициалами он какое-то время носит с собой.

Призывы Адлер не преследовать Мориарти напоминают обращения донны Эльвиры к Дон Жуану вернуться к праведной жизни.

Кадр из фильма "Игра теней"
Кадр из фильма "Игра теней"

Аллюзия на Моцарта возникает в самом начале "Игры теней" во время мимолётной встречи Холмса и Адлер на улице Лондона. Её телохранители вступают с Холмсом в поединок, насвистывая мотив из "Маленькой ночной серенады" ("Eine kleine Nachtmusik").

Лепорелло = Доктор Ватсон

Лепорелло ведёт "Каталог всех красавиц", соблазнённых Дон Жуаном за свою жизнь. У него даже есть специальная ария "со списком" - Madamina, il catalogo è questo.

Ватсон описывает детективные расследования Холмса. Оба не только верные летописцы, но и настоящие друзья, принимающие активное участие в судьбе своих таких беспокойных пассионариев. Множество подробностей из жизни Дон Жуана и Холмса мы получаем через призму субъективного восприятия Лепорелло и Ватсона.

Лепорелло хорошо знает своего хозяина, изучил его привычки, манеры и голос, что позволяет ему легко подменить Дон Жуана во втором акте.

Ватсон также многому научился у Холмса, и его демонстрации дедуктивного метода ничуть не уступают оригинальному исполнению. Пока Холмс играл в шахматы с Мориарти, он, используя его наработки, вычислил киллера, предотвратил убийство посла и возможное начало мировой войны.

Мориарти = Дон Жуан, Холмс = Командор

На протяжении всего фильма под образ Дон Жуана больше подходит именно Шерлоку Холмсу: крайний эгоцентризм, постоянный поиск свежих ощущений, неустанное отслеживание новых дел, изменение внешнего облика и манер ради достижения своих целей. Однако, в финальном эпизоде он меняется с Мориарти местами и становится Командором, уверенно увлекающим Дон Жуана в преисподнюю.

Мориарти также своего рода Дон Жуан (тёмная сторона Холмса). Он не менее эгоцентричен, хищно стремится к очередным завоеваниям, не останавливается ни перед чем для получения нужного ему результата, использует людей как расходный материал.

Такого подлеца необходимо наказать. В роли судьи и палача выступает Холмс-Командор. Но чтобы убить своего демона, нужно упасть в бездну вместе с ним, пройти через очищение водой и возродиться к новой жизни.

На этом у меня всё.

Более подробно данная концепция изложена в публикации Elizabeth Kirkedoll. "Mozart at the Movies: Cinematic Reimaginings of Opera", материалы из которой использовались для написания статьи.

Традиционная несмешная байка:

В 1980 году дирижёр Карл Бём записывал все четыре концерта для валторны Моцарта с валторнистом Гюнтером Хёгнером. Так как у него был довольно плотный график, он задумал уложиться ровно в два часа.
В какой-то момент Хёгнер взмолился, попросив перерыв. Бём обратился к оркестру:
- Господа, вы слышали: герру Хёгнеру нужен перерыв.
Затем он скрестил руки на груди и задумчиво посмотрел вдаль. Через десять секунд он повернулся к солисту и спросил:
- Ну, мистер Хёгнер, вы в порядке?

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.