6252 subscribers

Достаточно одной ноты

807 full reads

Сколько нужно нот для создания музыкального произведения? Семь или двенадцать? А может хватит и одной?

На канале уже приводился пример изобретательности Джоаккино Россини, сочинившего арию для безголосой певицы, используя только Си-бемоль. Ссылка на статью будет в конце. У меня есть ещё несколько примеров однонотных сочинений.

Достаточно одной ноты

Первая часть фортепианного цикла Musica ricercata (1951 - 1953) австро-венгерского композитора Дьёрдя Лигети полностью состоит из ноты Ля, и только в конце к ней присоединяется одинокая Ре.

Песня Самба с одной нотой написана бразильским композитором Антониу Карлосом Жобимом в ритме bossa nova в 1960 году. В начале основная мелодия состоит из ноты Ре (восемь тактов), потом идут четыре такта с нотой Соль, затем вновь нота Ре (четыре такта). Далее мелодия приобретает обычный вид.

This is just a little samba,
Built upon a single note
Other notes are bound to follow
But the root is still that note

Примерно в это же время итальянский композитор Джачинто Шелси создаёт Quattro Pezzi su una nota sola для камерного оркестра из 26 музыкантов. Каждая часть строго придерживается одной ноты. Первая - Фа, вторая - Си, третья - Ля бемоль, четвёртая - Ля. Звучит фантастически, особенно в кульминациях.

Другие композиторы авангардного толка тоже не сидели сложа руки. Американский скрипач Энтони Шмальц Конрад в 1964 году сочинил тридцатиминутное произведение Four Violins для скрипки с усиленной струной.

Исполнение произведения композитора Рэнди Гибсона под лаконичным названием The Four Pillars Appearing From the Equal D Under Resonating Apparitions of the Eternal Process in the Midwinter Starfield продолжается более трёх часов. Всё это время пианист играет только ноту Ре в разных октавах. Заполнение музыкальной ткани происходит обертонами, звучащими выше основных нот. Вторая часть сочинения звучит довольно мило:

Если Вы устали даже от одной ноты, то на помощь придёт Джон Кейдж. Подробности в статье Когда музыка опаздывает.

Обещанный пример с арией Россини можно послушать в статье Певицы ртом.

И по традиции несмешная байка:

Музыкальные способности Мориса Равеля стали проявляться довольно рано. У мальчика был абсолютный слух, и он выучил ноты раньше, чем азбуку.
Как-то раз, будучи с родителями в гостях, где по обычаям той поры не обошлось без музицирования, маленький Морис решительно вступил в спор со взрослыми: он утверждал, что нота, которую все принимали за "фа-диез", на самом деле - чистое "фа".
- Посмотри на клавиатуру, Морис, ты же видишь - это чёрная клавиша, а стало быть, это "фа-диез", - уговаривал отец.
- Значит, её нужно перекрасить известкой в белый цвет, - не сдавался малыш, - это "фа" чистое.
Позднее, когда хозяева проверили строй инструмента, оказалось, что рояль действительно был настроен на полтона ниже ...

Дорогие читатели канала, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся КАТАЛОГ публикаций.