6252 subscribers

Emerson, Bach & Sibelius

1,1k full reads

Британский клавишник и композитор Кит Эмерсон ещё до эпохи Emerson, Lake & Palmer играл в группе The Nice. К репертуарным вершинам коллектива относится альбом "Ars Longa Vita Brevis" 1968 года, с одноимённой композицией, занявшей всю вторую сторону пластинки.

Emerson, Bach & Sibelius

Следуя традициям академической музыки, The Nice разбивают произведение на четыре части (movement), добавив в начале прелюдию, а в конце коду. На этом всё сходство заканчивается. Кажется, впервые в истории рок-музыки в записи приняли участие музыканты настоящего оркестра - Лондонского симфонического, что дало повод назвать композицию "Ars Longa Vita Brevis" симфонией для группы и оркестра.

На самом деле, ничего симфонического в этом произведении, конечно же, нет. Сумбурный набор несвязанных инструментальных "забегов" и блёклый вокал Джексона. Некоторый проблеск мысли появляется в третьей части, где звучит обработка Allegro из Бранденбургского концерта № 3 соль мажор (BWV 1048) Иоганна Себастьяна Баха. Можно сказать, что именно Бах и "вывозит" эту унылую психоделику.

Концерт считается двухчастным, но между двумя быстрыми частями Бах вставил нечто в высшей степени важное - два медленных аккорда исполняемых клавесином. Они вторгаются в стремительный звуковой поток, останавливают его на мгновение, превращаясь в сверхлаконичную медленную часть концерта. Без этих двух аккордов не смогла бы начаться заключительная жига.

Украшением первой стороны пластинки The Nice безусловно стала рок-версия Эмерсона первой части оркестровой сюиты "Карелия" (соч. 11) финского композитора Яна Сибелиуса - ослепительное Интермеццо.

Emerson, Bach & Sibelius

Первоначально "Карелия" была написана к театральной постановке об истории Карельского края. С годами критическое отношение к своему творчеству приобрело у Сибелиуса гипертрофированный характер, он безжалостно рвал и сжигал рукописи прежних лет, что привело к уничтожению ценнейших произведений, в том числе большей части "Карелии". Композитор пощадил только увертюру, три части, вошедшие в сюиту и музыку к первой картине.

Интермеццо начинается призывами медных на фоне вкрадчивого движения струнных, вызывая в воображении бескрайние заснеженные просторы. Постепенное нарастание напряжения в оркестре приводит к появлению простой и в тоже время исключительно вдохновенной маршеобразной мелодии: средневековые карельские охотники несут меха литовскому князю в качестве налога. Второе взрывное проведение темы ярко украшено ударными. Музыка фантастическая!

На концертах Киту Эмерсону приходилось тяжело, надо было отрабатывать и за себя, и за оркестр. Говорят, что на "живых" выступлениях для привлечения внимания публики он втыкал в свой электроорган ножи. Может врут.

А наша традиционная несмешная байка на своём месте:

Однажды Эдвард Григ давал в Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. В последний момент композитор заменил финальный номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась ядовитая рецензия известного критика, который не любил музыку Грига. Особенно строго критик отнёсся к последнему номеру концерта, отметив, что это "сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо".
Григ позвонил критику и сказал:
- Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!
От подобного конфуза с опозоренным критиком случился инфаркт.

Дорогой читатель, чтобы не заблудиться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.