6252 subscribers

Фортепьянство и альтоголизм

169 full reads

Не обращайте особое внимание на заголовок, эта игра слов - моя неуклюжая попытка коротко охарактеризовать тему публикации.

Две вещи испокон веков неизменно приносят человеку радость: музыка и вино. А если объединить два счастья?

Художник Франческо Винеа
Художник Франческо Винеа

Команда исследователей под руководством Чарльза Спенса, профессора экспериментальной психологии Оксфордского университета, провела серию тестов для определения взаимосвязи вкуса вина и звукового сопровождения. Весёлые учёные выяснили, что для улучшения впечатлений от вина необходимо слушать музыку, которая больше всего ему соответствует.

Так, сладкие вина хорошо сочетаются с фортепианной музыкой имеющей ровный ритм и медленный темп, а кислые вина - с пьесами для духовых инструментов в быстром темпе, синкопированном ритме и в высоком регистре.

Дегустаторы сравнивали вкус тяжёлых красных вин со звучанием органа, а лёгких белых - с арфой.

Общий вывод исследователей: при правильном подборе музыки человек получает удовольствия от вина на 15 % больше.

Чарльз Спенс известен экспериментом Singleton Sensorium, посвящённого изучению органов чувств и вкуса виски. В публикациях издательства BioMed Central 2013 года можно найти материалы исследований из которых следует, что восприятие виски различается на 20 % при дегустации одной и той же жидкости в разных условиях.

С помощью внешних воздействий (звук, цвет, форма предметов) Спенс вызывал у дегустаторов разный вкус от одного и того же напитка.

Три комнаты инициирующие вкус виски: (A) травянистый, (B) сладкий и (C) древесный
Три комнаты инициирующие вкус виски: (A) травянистый, (B) сладкий и (C) древесный

Профессор Адриан Норт из Heriot-Watt University в Эдинбурге опубликовал мини-исследование под названием "Wine & Song: The Effect of Background Music on the Taste of Wine" ("Вино и Песня: Влияние фоновой музыки на вкус вина").

Целью экспериментов было подтверждение банальнейших предположений: тяжёлая фоновая музыка должна заставить людей воспринимать вкус вина тяжёлым, лёгкая - лёгким, утончённая - утончённым, мягкая - мягким ... ну вы поняли.

Музыку отбирали уникальным способом. Группе из пяти человек после опрокинутого стакана вина сыграли четыре музыкальных произведения-кандидата и попросили сопоставить каждое из них с одной из четырёх характеристик: "мощный и тяжелый", "тонкий и изысканный", "яркий и освежающий" и "мягкий и нежный".

Ответы каждого из пяти человек оказались идентичными и соответствовали ожиданиям экспериментатора!

Таким образом, для дальнейшего использования в исследовании "Кармина Бурана" Карла Орфа была помечена как "мощная и тяжёлая":

"Вальс цветов" из "Щелкунчика" Петра Ильича Чайковского стал "тонким и изысканным":

Песня "Just Can’t Get Enough" группы "Depeche Mode" в кавер-версии французского коллектива "Nouvelle Vague" назначена "яркой и освежающей":

И наконец, инструментальная композиция "Slow Breakdown" Брайана Ино в исполнении Майкла Брука получила статус "мягкой и нежной".

Далее пьянство эксперимент вышел на новый уровень, приобрёл масштаб.

В общей сложности 250-ти добровольцам предложили бесплатный стакан вина с последующим опросом о его вкусе. После того, как участники прополоскали рот, чтобы избавиться от первоначальных привкусов, они получали 125-ти миллилитровый бокал красного вина (каберне совиньон) или белого вина (шардоне) и отправлялись в одну из пяти комнат.

В задачу входило без разговоров с другими людьми осилить бокальчик примерно за пять минут. В четырёх комнатах проигрывалось одно из вышеуказанных произведений, в пятой пили в тишине.

Двадцать пять человек вместе дегустировали каждый тип вина с каждым типом музыки. Финальное тестирование показало, что музыка смещает восприятие вина в сторону "своего" настроения в среднем на 37,25 %.

Средний процент для белого вина составил 32,25, для красного - 42,25 %. Оказывается, влияние музыки было сильнее на вкус красного вина, чем на вкус белого.

Замечательное исследование! Его главное достоинство - возможность лёгкого повторения в домашних условиях. Кто куда, а я в магазин.

До новых встреч в эфире!

Дорогие читатели, чтобы не затеряться в Океане между Нот сохраните себе Каталог статей, нарративов и видео. Там вы найдёте все ссылки на публикации канала, в том числе в рубрике "Музыкальная кулинария":

  • Пять примеров музыкальной кухни - яйца Берлиоза, шарики Моцарта и другие кулинарные изыски
  • Что будете пить? - портвейн "Чайковский", шардоне "Deep Purple" или виски "Metallica"?
  • Четыре рецепта от Леонарда Бернстайна - Может быть ели, но никогда не слышали
  • "Съедобная" музыка от Бетховена, Баха, Чайковского, Сати, Россини и вроде как Моцарта - Слушать подано и видео приготовления кофе по рецепту Бетховена
  • Тетралогия "Алкоголь в Музыке". Фрагменты произведений связанных со спиртными напитками, факты из жизни композиторов.
    Часть 1 - Бах, Кейдж, Вивальди, Шостакович, Чайковский, Малер
    Часть 2 - Верди, Доницетти, Чайковский, Вебер, Орф
    Часть 3 - Мусоргский, Сибелиус, Глазунов, Шостакович
    Часть 4 - Брамс, Бизе, Моцарт, Штраус, Римский-Корсаков, Шостакович, Мусоргский, Люмбю, Оффенбах, Масканьи

В благодарность за ваши лайки, репосты в социальных сетях и комментарии от меня стаканчик вина традиционная несмешная байка:

Некий молодой человек написал фортепианный концерт и пришёл с ним к Дмитрию Шостаковичу. Захотелось поделиться.
Вежливый гений пригласил гостя к роялю - и молодой человек начал самовыражаться. Через полчаса гость нанёс роялю последний аккорд и, весь в мыле, повернулся от клавиатуры. Шостакович сидел на диване, обхватив себя руками.
- Ну как? - спросил молодой человек.
- Очень хорошо, - забормотал Шостакович, - очень хорошо ...
И неожиданно уточнил:
- Гораздо лучше, чем водку пить!