6252 subscribers

Франц Хуавей Шуберт

260 full reads

Возможности интеллекта на микросхемах растут изо дня в день.

А я помню времена, когда по телефону можно было только звонить, вызывая абонента круговыми движениями пальца, но не по экрану, а по диску с нумерованными дырочками. Каменный век.

Франц Хуавей Шуберт

В начале прошлого года искусственный интеллект сделал ещё один шаг. Предметом его деятельности стал процесс сочинения музыки.

Вполне вероятно, что и до этого предпринимались попытки привлечь компьютер к упорядочиванию звуков, но в этот раз в качестве композитора выступил смартфон Mate 20 Pro китайской компании-производителя электроники "Хуавей".

В качестве музыкального объекта была выбрана знаменитая си минорная симфония Франца Шуберта. С её нумерацией до сих пор нет ясности, то ли Восьмая, то ли Седьмая. В принципе не так это и важно. Главная её изюминка - незавершенность, поэтому все её знают, как "Неоконченную".

Алло! Шуберт слушает ...
Алло! Шуберт слушает ...

Причины, вынудившие композитора написать только две части вместо традиционных четырёх, также неясны. Выдвигается множество версий, от заурядной "недостающие части утеряны" до элитарной "так и было задумано".

Попытки дописать недостающие части предпринимались разными композиторами. Живыми композиторами. В январе 2019 симфонию Шуберта завершил третьей и четвёртой частями китайский смартфон.

Методика проста, как поворот диска телефона. Искусственный интеллект "послушал" первые две части, провёл их тщательный анализ и выдал мелодии для недостающих двух. Оркестровка была поручена композитору саундтреков Лукасу Кантору. Живое исполнение всей симфонии состоялось в Лондоне 4 февраля 2019 года.

Как и следовало ожидать, реакция на этот музыкальный гибрид была самая разнообразная. Одни считают, что смартфон ничего не сочинял, а всё сделал Кантор. И весь этот перфоманс - элемент рекламной компании.

Другие бросились демонстрировать свои музыковедческие познания. Музыкальный критик Винсент Агрех в недоумении отмечал в третьей части отголоски Шотландской симфонии Феликса Мендельсона и поэмы "Влтава" Бедржиха Сметаны, при полном отсутствии следов самого Шуберта. Четвёртая часть, по его мнению, звучит лучше вплоть до эпического финала в духе саундтрека к компьютерной игре "Assassin's Creed".

Обозреватель Клер Флери отмечала в музыке "отсутствие шубертовского очарования и деликатности" и схожесть с кельтскими мелодиями и музыкой Клода Дебюсси.

Журналист Реми Демикелис расслышал в произведении некий "аромат "Вестайдской истории" Леонарда Бернстайна.

Уилл де Фрейтас назвал эксперимент "Хуавей" "художественно и эстетически наивным".

Можно почитать мнения других людей, а можно выделить 45 минут жизни, послушать и сформировать свой взгляд. Стиль Шуберта на самом деле очень узнаваем и лёгок в восприятии: мелодичная лирика, впечатляющее использование духовых инструментов, очаровательные pizzicato у контрабасов и виолончелей, чудесные модуляции.

Когда через 37 лет после смерти композитора две части симфонии были исполнены в первый раз, музыкальный критик Эдуард Ханслик написал:

Когда после нескольких вступительных тактов кларнет и гобой в унисон начинают свою сладкую песню поверх тихого бормотания скрипок, тогда каждый ребёнок уже знает композитора, и сдержанное восклицание "Шуберт" проходит шёпотом по залу.

На сегодня всё.

Ещё больше публикаций вы найдёте в постоянном Каталоге статей, нарративов и видео канала.

Традиционная несмешная байка:

Говорят, что Шуберта часто домогались кредиторы. Устав от их преследований, композитор однажды вывесил на своём балконе сюртук, карманы которого были вывернуты наизнанку. Несколько дней кредиторы его не беспокоили.