6267 subscribers

Где куклы так похожи на людей

1k full reads

Куклы – основополагающий атрибут детства, да и во взрослой жизни они играют не последнюю роль. Порой люди проецируют свою реальную жизнь в мир кукол. Так кукла становится символом, даже "культом". Музыкальное искусство знает немало примеров такого воплощения, переноса.

Где куклы так похожи на людей

Рождение человека эквивалентно оживлению бездушного предмета, в нашем случае – куклы. Тема оживших кукол в юмористическом русле обыгрывается в балетах Лео Делиба "Коппелия" и Йозефа Байера "Фея кукол". Иначе обстоит дело в опере Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана". Запечатленная в ней история любви главного героя к кукле Олимпии заставляет поразмышлять о чувствах истинных и иллюзорных, о природе человеческих страстей и бездушности хоть и ожившего, но неспособного к любви существа. Гофмановские мотивы находят причудливое продолжение в балете Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик".

Взаимоотношение матери и ребёнка отражается в музыкальном мире кукол в виде многочисленных колыбельных. Девочка, укачивающая куклу Тяпу, воплощена в вокальном цикле "Детская" Модеста Петровича Мусоргского. Мягкость, хрупкость образов волшебного сна куклы сочетается с повелительными интонациями девочки, "примеряющей" на себя роль матери. Образ спящей игрушки, как правило, выступает в паре со скрытым собеседником, наставником, "родителем". Такие произведения строятся на убаюкивающих интонациях. А когда вместо мягкой лирики начинает звучать скорбные мотивы, настало время перехода от сна временного к сну вечному, смерти. Но об этом ниже.

Где куклы так похожи на людей

В соответствии с музыкально-театральной логикой ожившая кукла начинает танцевать, жить. В музыкальных произведениях на данную тематику, конечно же, возникают отсылки к балетными спектаклями. В цикл "Танцы кукол" Дмитрий Дмитриевич Шостакович включает адаптированные переложения фрагментов балетов "Золотой век", "Болт" и "Светлый ручей". Все семь пьес, рассчитанные на любительское музицирование, обладают исключительной пластической выразительностью.

Нешуточные страсти разгораются в балете Игоря Фёдоровича Стравинского "Петрушка" между набитыми опилками героями ярмарочных представлений: Балериной, Петрушкой, Арапом. Полностью подвластные воле фокусника, они разыгрывают вечную историю любви и ревности. Однако дух страдающего Петрушки, грозящий фокуснику уже после окончания представления, словно преодолевает косную материю, утверждая свободу творчества и силу настоящего чувства.

Где куклы так похожи на людей

Похожий сюжет лежит в основе детского балета "Ящик с игрушками" Клода Дебюсси, но "кукольная тема" не отягощена здесь глубокой семантикой. Ситуация игрушечного любовного треугольника, пройдя острую стадию конфликта (поединок между Полишинелем и Деревянным солдатиком, перерастающий в настоящее сражение), мирно и счастливо разрешается (Кукла лечит раненого Солдатика, выходит за него замуж, рожает детей). Бытовые подробности в развитии романтической истории, словно срисованные с людей (в последней картине показываются поседевший Солдатик и располневшая кукла в окружении многочисленных отпрысков на фоне обустроенного фермерского хозяйства), подчеркивают юмористический характер происходящего. Персонажи обладают узнаваемыми жанровыми характеристиками: Кукла обрисована вальсовыми интонациями, Солдатик – военными фанфарами, их дети - задорной полькой, Полишинель – скерцозным диссонирующим мотивом.

Усталость от жизненных передряг воплощается в "одеревеневшем" угловатом "Кукольном вальсе" Эдисона Васильевича Денисова. Музыка вальса приобретает здесь назойливое шарманочное звучание.

Борьба между старым и новым реализована в цикле Богуслава Мартину "Марионетки". Первая тетрадь этого сочинения открывается пьесой "Коломбина танцует" с ремаркой "В темпе вальса" - весьма ожидаемое в музыке представление традиционного персонажа итальянской комедии масок. Томную негу Коломбины рассеивает шумная "Новая кукла" с неукротимыми ритмами шимми, создающими эффект вторжения и соперничества героинь. Вообще, образ Марионетки из игрушечной вселенной как нельзя лучше отражает реальную зависимость людей от обстоятельств и влияния окружающих.

Где куклы так похожи на людей

Другой образ – заводной болванчик, оживающий по воле хозяина – ни что иное, как обычный день жизни человека, движимого своими потребностями. Мотив такого заводного устройства получает развитие в пьесе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Заводная кукла" из "Детской тетради". Нарочито механистическая мелодия, жесткие гармонии, неожиданные динамические перепады живописуют танец существа-биоробота с резкими, неловкими движениями.

Куклы в музыкальных произведениях не только оживают и танцуют, но и умирают, например, в эффектной оркестровой пьесе Шарля Гуно "Похоронный марш марионетки". И только на первый взгляд эта смерть "понарошку". Пьесы "Болезнь куклы" и "Похороны куклы" из "Детского альбома" принадлежат к числу наиболее глубоких, возвышенно-скорбных страниц фортепианного творчества Петра Ильича Чайковского. "Вздохи" нисходящих секунд, печальные звуки мелодии, разделенные паузами, мерный "убаюкивающий" ритм создают убедительный образ несчастья, неизбежных потерь. В маленькой трилогии - "Болезнь куклы", "Похороны куклы" и "Новая кукла" композитор наглядно демонстрирует три состояния души человека. На пьесах этого микроцикла становится особенно очевидной двойственность всего альбома Чайковского, наличие в нём, наряду с явным "сюжетом", рисующим день ребенка, второго скрытого, символического плана, отражающего жизнь человека, с неизменной финальной дробью комьев земли о крышку гроба.

Где куклы так похожи на людей

Музыковеды справедливо поднимают вопрос о первой авторской редакции "Детского альбома", где был иным порядок чередования пьес. В частности, кукольный микроцикл открывала "Новая кукла", затем следовала "Болезнь куклы" и, наконец, "Похороны куклы". В таком варианте обостряется трагическое восприятие мира, а судьба куклы обрисовывает основные этапы жизни человека от рождения до смерти.

При подготовке использованы материалы статьи Л.Г. Сафиуллиной "Образы кукол в фортепианных пьесах".

Слушаем культовую композицию Master of Puppets (Кукловод) группы Metallica в совместном исполнении с симфоническим оркестром Сан-Франциско. И зачем тут оркестр?

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

Пишите свои мысли, если они у вас есть.