6252 subscribers

Инструмент Дьявола

989 full reads

Остаётся непонятно, почему в разнообразных историях и легендах инструментом Дьявола и Смерти стала именно скрипка, да уже и не важно. Люди по своему невежеству что угодно могут сделать объектом как злопыхательств, так и почитания.

Арнольд Бёклин. Автопортрет со Смертью
Арнольд Бёклин. Автопортрет со Смертью

Если же человек талантлив, то источник его способностей можно объяснить связью с нечистой силой. Когда в 1655 году в Лондоне выступал гениальный скрипач Томас Бальцар, оксфордский профессор музыки Джон Уилсон специально нагнулся, дабы удостовериться, что на ногах музыканта нет копыт.

Иной раз музыканты преднамеренно распространяли мрачные слухи. Преуспел в этом "чёрном пиаре" Никколо Паганини. Сначала запускал "в народ" побасенку о якобы "своей одержимости дьяволом", потом во всеуслышание опровергал "клеветнические" домыслы, ещё больше усиливая их воздействие. Кроме виртуозного владения инструментом Паганини овладел искусством рекламы как никто другой. Свои сложнейшие сочинения он писал для себя. В те времена повторить их не могли, поэтому и окружали их мистическим ореолом.

Знаменитые 24 каприса для скрипки соло вообще до 1974 года играли по непонятно откуда взявшимся партитурам, не аутентичным автографу Паганини. Из всех каприсов большинство знает только 24-ый. А мы будем слушать 5-ый.

Однако Паганини был не первым, кто использовал "рогатого" в своих интересах. Первопроходцем стал другой итальянский скрипач, истриец Джузеппе Тартини.

Тартини можно смело назвать первым романтиком эпохи барокко. Ко многим своим произведениям он придумывал стихи, записывая их особым секретным шифром. А ещё он открыл так называемые "комбинационные тоны" и широко использовал их в своей скрипичной технике.

Некоему астрологу Лаланду хитроумный Джузеппе поведал необычную историю, как однажды ночью в 1713 году ему приснился странный сон. Во сне он якобы заключает соглашение с дьяволом, который оказывается в его услужении и играет для него на скрипке. Музыка извлекаемая "нечистым" была настолько своеобразна и великолепна, что Тартини проснувшись тут же схватился за инструмент, надеясь восстановить хотя бы часть услышанного. Но увы, всё оказалось напрасным. Однако, пьеса всё-таки появилась, Тартини назвал её "Сонатой дьявола" и это было лучшее, по его словам, произведение когда-либо им сочинённое. В общем, неплохой маркетинговый ход.

Джузеппе Тартини
Джузеппе Тартини

После смерти композитора рукопись сонаты исчезла из виду на двадцать восемь лет, пока не была опубликована в грандиозном труде Жана Батиста Картье "Искусство скрипичной игры, или Собрание сонат итальянской, французской и немецкой школ". Именно там она получила название "Дьявольские трели".

Легенда Тартини о том, что соната была продиктована ему самим Дьяволом относится не к длинной трели в последней части, а ко всему произведению целиком. А что в этом блестящем барочном сочинении больше: дьявольской механистичности или божественной меланхолии, каждый решает сам.

При подготовке статьи использовались материалы книги Бруно Аулиха "Лунная соната, Кошачья фуга или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трёх столетий".

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!