6267 subscribers

Исполняемость - единственный критерий эффективности композитора

256 full reads

Чуть больше полугода назад на канале выходила статья с полушутливыми вычислениями "величайшего композитора всех времён и народов".

Расчёт производился по "Формуле Океана между Нот" (ФОН). В основе формулы лежит количественный принцип: чем больше композитор наваял симфоний, опер, балетов и концертов, тем выше его положение в рейтинге. Ссылка на статью есть в каталоге.

Уже на этапе предварительных калькуляций у меня закралось сомнение в корректности такого прямолинейного подхода. На второе место этого хит-парада с существенным отрывом от других участников выходил итальянский композитор-графоман Антонио Вивальди. Была даже мысль его дисквалифицировать, за применение музыкального допинга. Количество его произведение не известно до сих пор, периодически всплывают всё новые и новые партитуры. Например, в каталоге Ryom-Verzeichnis приведены титлы пятидесяти одной оперы, сам Вивальди утверждал, что написал их ... девяносто четыре.

Горшочек, не вари!

Но кто из читателей сможет назвать без привлечения знаний из Интернета название хотя бы одной? Вообще, кроме "Времён года" кто-нибудь слышал ещё что-то вивальдиевское? Какой толк от 1000+ его сочинений, если они не исполняются, не интересны музыкантам, не востребованы публикой?

Француз Жорж Бизе, благодаря количеству написанных опер и оперетт, попал у меня на 16-ое место, обойдя настоящих гигантов академической музыки - немцев Рихарда Штрауса и Пауля Хиндемита. Но сколько опер Бизе вы сможете найти в театральных репертуарах? Правильно ... одну "Кармен".

Из двадцати шести опер великого итальянца Джузеппе Верди постоянно ставят только "святую троицу": "Риголетто", "Травиата", "Трубадур". Австрийский музыковед Ганс Галь отмечал:

Наследие Верди настолько отягчено балластом посредственного и даже убогого, что ничего похожего мы не найдём ни у одного из великих творцов всех времён.

Жёстко ограниченный в сроках, скованный убогими либретто, композитор вынужденно выдавал низкопробную халтуру.

Я проклят на то, чтобы непрерывно царапать ноты. Спаси Боже уши всех добрых христиан, которым придётся это слушать! И так будет продолжаться до тех пор, пока я не покончу с этой профессией, которую ненавижу.

Так высказывался о своих оперных творения сам Верди.

На его фоне более выгодно выглядят два других оперных мастера: Джакомо Пуччини и Рихард Вагнер.

Всего Пуччини создал 9 опер и одну оперную трилогию. Три его произведения - "Мадам Баттерфляй", "Тоска" и "Богема" - входят в десятку самых исполняемых опер в мире, все находятся в сотне. Данные взяты с сайта operabase.com.

Также в Топ-100 попали все одиннадцать зрелых работ Вагнера. Показатели их исполняемости, может быть и уступают операм Пуччини, но связано это с определёнными техническими трудностями постановок. Не каждому театру под силу переварить масштаб вагнеровского гения.

Лидером по количеству написанных симфоний является Йозеф Гайдн - сто четыре произведения, у Вольфганга Амадея Моцарта - сорок одна нумерованная симфония, у Людвига ван Бетховена - девять. Количество падает, качество растёт. Обращаюсь к Топ-20 наиболее исполняемых произведений за 2018 год с сайта bachtrack.com.

В списке три симфонии Бетховена, две Брамса, по одной Малера, Дворжака, Шостаковича, Чайковского и Бернстайна. Нет ни Моцарта, ни Гайдна.

Такая же картина с фортепианными концертами. Пятый "Императорский" Бетховена и Второй Рахманинова в Топ-20, ни один из двадцати семи концертов Моцарта туда не попал.

Сочинить музыку, оказывается, только половина дела. Лежащая в столе или на архивных полках партитура так и останется беззвучной горой бумаги, чтобы с ней познакомились миллионы необходим интерес исполнителя. Будет ли он чисто коммерческим или окрашен творческими помыслами, наверное, не так важно. Главное - произведение будет услышано.

Исполняемость - единственный критерий эффективности композитора

Самый исполняемый композитор современности - эстонец Арво Пярт. Буквально на днях в Новосибирске в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля состоялась мировая премьера его сочинения 2019 года "La Sindone"("Плащаница") для скрипки с оркестром. В его основе - одноимённое оркестровое произведение 2006 года, величественное по форме и проникновенное по содержанию.

Может быть скоро станет доступной к прослушиванию и новосибирское исполнение. Если было дано разрешение на запись.

31 октября 2010 года в финале "Второго Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова" прозвучала пьеса, получившая первую премию. Это сочинение для флейты и струнного трио "Врата Мировой Сальватерры" Дмитрия Михайлова.

Возможно, что это единственное видео его исполнения.

В современных реалиях распространять музыкальные идеи стало проще. Цифровые площадки, YouTube, собственный сайт - с помощью этих инструментов можно донести до потенциальной публики свои сочинения, исполнив их, к примеру, на фортепиано. Но последнее слово останется за слушателем.

Традиционная несмешная байка:

Композитор и дирижёр Людвиг Шпор приводил на репетиции своей оратории восьмилетнего сына. Мальчуган безучастно слушал всю ораторию, но когда начинала звучать финальная фуга, заметно оживлялся. Шпор решил выяснить причину особого расположения мальчика к полифоническому стилю музыки.
- Тебе нравится моя фуга? - спросил композитор.
- Нет, папа, - ответил сын, - просто когда оркестр начинает эту музыку, я знаю, что твоё сочинение наконец закончится, мы пойдём домой и будем обедать.

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.