6259 subscribers

История одного "отравления"

333 full reads

Немного фактов о самом революционном оперном произведении, оказавшим влияние не только на жанр как таковой, но и определивший путь развития всей западно-европейской музыки.

С одной стороны, существует довольно обоснованное суждение, что музыкальная драма Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" была в первую очередь вдохновлена философией Артура Шопегауэра, а конкретно его уникальным трудом "Мир как воля и представление".

Но мне кажется, что всё гораздо прозаичнее. Только безумно влюблённому в женщину мужчине было под силу создать такой мощнейший гимн самому эмоциональному человеческому чувству.

В основе сюжета - любовь. Герои оперы с самого начала испытывают определённые симпатии. Всё кардинально меняется после попытки отравления. Изольда решает убить Тристана, а затем покончить с собой. Для этого они должны выпить на двоих стаканчик чая так называемый "напиток искупления", а по сути смертельное зелье.

Джон Уотерхаус. Тристан и Изольда
Джон Уотерхаус. Тристан и Изольда

В последний момент яд был заменён на приворотную микстуру, приняв которую герои окончательно и бесповоротно влюбляются друг в друга.

Женщины

Во время работы над оперой в жизни композитора присутствовали сразу три женщины: немецкая актриса и его первая жена Минна Планер, тайная муза и объект воздыханий Матильда Везендонк и будущая супруга Козима фон Бюлов.

Стоит отметить, что и Матильда, и Козима были замужем. Но когда это кого останавливало?

Однажды сентябрьским вечером 1857 года Вагнер прочёл своё стихотворение "Тристан" всем троим барышням, собрав их вместе.

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

В период многочисленных репетиций "Тристана и Изольды" в Венской придворной опере - всего их было более семидесяти - неожиданно отказалась участвовать в постановке сопрано Луиза Дустман. Причиной демарша певицы стали не только её антивагнерианские настроения, но и слухи о любовной связи композитора с её младшей сестрой.

Венское представление оперы так и не состоялось.

Премьера прошла лишь 10 июня 1865 в Мюнхене, дирижировал Ганс фон Бюлов. За два месяца до этой знаменательной даты в семье Бюловых родилась дочь - Изольда.

Бедный Ганс тогда ещё не знал, что настоящим отцом ребёнка был Вагнер.

Болезни и Смерть

На партию Тристана в Вене планировали поставить австрийского тенора Алоиза Андера. По одним сведениям он по каким-то причинам оказался не в силах выучить эту роль, другие рассказывают легенду, что сила вагнеровской музыки была настолько велика, что певец потерял сначала голос, а потом и разум.

В последний раз он неудачно выступил 19 сентября 1864 года в постановке "Вильгельма Телля" Джоаккино Россини. Его отправили на водолечение в Богемию, где он умер 11 декабря.

Всего четыре раза успел спеть партию Тристана первый его исполнитель - немецкий тенор Людвиг Шнорр фон Карольсфельд.

21 июля 1865 года Людвиг внезапно скончался. Это стало причиной разговоров, что его убило нервное напряжение, связанное с исполнением партии Тристана. В действительности, певец страдал лишним весом и умер от апоплексического удара.

Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд в роли Тристана и Изольды
Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд в роли Тристана и Изольды

Вероятно стресс от исполнения оперы также унёс жизни двух дирижёров: Феликса Мотля в 1911 году и Джозефа Кейлберта в 1968 году. Оба музыканта заработали свои сердечные приступы во время исполнения второго акта оперы.

Только вчера об этом на канале вышла публикация. Не пропустите!

Диссонансы и бесконечные мелодии

Опера открывается так называемым Тристан-аккордом, имеющим колоссальное значение в отходе от традиционной тональной гармонии, поскольку он разрешается в диссонирующий аккорд.

Этот аккорд стал своеобразной визитной карточкой Вагнера и впоследствии цитировался и пародировался другими композиторами: Клодом Дебюсси, Альбаном Бергом, Бенджамином Бриттеном, Оливье Мессианом.

Широкое использование композитором неаккордовых тонов создаёт огромное музыкальное напряжение, подвергая слушателей тяжёлому испытанию сериями продолжительных незавершенных каденций, внушая им желание и ожидание музыкального разрешения.

Например, каденции, впервые прозвучавшие в прелюдии, не разрешаются до финала третьего акта. В ряде случаев на протяжении всей оперы Вагнер готовит публику к музыкальной кульминации серией аккордов, выстраивающихся в напряжении только для того, чтобы намеренно отсрочить исполнение ожидаемого разрешения. Это и есть бесконечные мелодии.

Центральным эпизодом второго акта становится большой любовный дуэт, известный как "Ночь любви" (Liebesnacht): длинный, проникновенный и чрезвычайно эмоциональный. Сцена длится более сорока минут, богата контрастами и слушается на одном дыхании.

В очередной раз прослушав этот гениальнейший фрагмент, задаюсь риторическим вопросом:

Кто из современных пятиминутных сонграйтеров, почему-то гордо именующих себя композиторами, сможет приблизиться к накалу и энергетике финальных аккордов?

Мнения

Как и любое знаковое явления опера вызывала и вызывает бурную реакцию, как положительную, так и негативную.

Пианистка Клара Шуман:

Это самое отвратительное, что я когда-либо видела или слышала в своей жизни.

Дирижёр Бруно Вальтер:

Итак, я сидел на самой верхней галерее Берлинского оперного театра, и от первого звука виолончелей моё сердце судорожно сжалось ... Никогда прежде моя душа не была затоплена такими потоками звука и страсти, никогда не было моё сердце охваченным такой тоской и возвышенным блаженством.

Философ Фридрих Ницше:

Я просто не могу заставить себя критически отстраниться от этой музыки. Каждый нерв во мне является переключателем, и прошло много времени с тех пор, как я испытывал такое продолжительное чувство экстаза, как от этой увертюры.

Композитор Эдвард Элгар о партитуре:

Эта Книга содержит Лучшее и самое Лучшее Нынешнего и Будущего миров.

И самое, пожалуй, точное определение дал писатель Марк Твен:

Опера "Тристан и Изольда" вчера вечером разбила сердца всех верующих. Я знаю некоторых, кто слышал о многих, что не смогли заснуть после неё, а плакали всю ночь напролёт.
Я чувствую себя здесь совершенно не в своей тарелке. Иногда я чувствую себя здравомыслящим человеком в обществе сумасшедших; иногда я чувствую себя слепцом там, где видят все остальные; я чувствую себя дикарем в сообществе учёных, и всегда, во время службы, я чувствую себя еретиком на небесах.

Чтобы понимать и любить Вагнера нужно быть отравленным его музыкой. Вот и весь секрет.

Традиционная несмешная байка:

Когда 21 января 1916 года в Петрограде состоялась премьера "Скифской сюиты" Сергея Сергеевича Прокофьева, один из виолончелистов оркестра сказал:
- Если бы у меня не было жены и троих детей, которых нужно кормить, я никогда бы не стал играть этот ад.

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.