6252 subscribers

Животная музыка

152 full reads

Имитация звуков животного мира - стародавняя традиция академической классики. Этими фактами никого не удивишь. Примеров - море.

С появлением звукозаписи композиторы начали использовать в своих сочинениях голоса настоящих представителей земной фауны.

И вот, что из этого получилось.

Первопроходцем в зоомузыке стал итальянец Отторино Респиги.
В 1924 году он написал вторую симфоническую поэму из Римской трилогии - "Пинии Рима". Третья часть произведения изображает лунную ночь на холме Яникул, место распятия Святого Петра.

По указанию композитора в финале части на фонографе фирмы Brunswick Records воспроизводилось пение соловья, записанного во дворе здания Американской академии, расположенном также на холме Яникул.

Не могу не рассказать по этому поводу анекдот.

На гастролях в Москве оркестра Романской Швейцарии под управлением Эрнеста Ансерме должны были исполнить "Пинии Рима". На последней репетиции вдруг выяснилось, что администратор оркестра не привёз пластинку с соловьиной записью. Бросились искать по московским архивам, но ту самую пластинку, которая использовалась для сопровождения так и не нашли. Решили заменить запись аналогичной.

Во время концерта на фоне еле слышного аккорда оркестра раздалось шипение динамиков, и хорошо поставленный голос диктора объявил: "Дрозд подмосковный", после чего раздалось радостное чириканье.

По точному замечанию канадского композитора Эмили Дулиттл:

Использование пения соловья в поэме Респиги мало отличается от подражания птицам композиторов романтической эпохи. Соловей лишь придаёт цвет и вписывается в программный мир его произведения, но не меняет человеческой структуры его музыки.

Финский композитор Эйноюхани Раутаваара своё сочинение 1972 года - Cantus Arcticus - полностью строит на записях голосов птиц Полярного круга и болот Лиминики, воспроизводящихся вместе с оркестром. Его так и называют - Концерт для птиц с оркестром. Птичьи голоса составляют основу структуры всего произведения.

Первая часть ("Болото") начинается лёгкими пассажами флейт, к которым постепенно присоединяются другие духовые инструменты и звуки болотных птиц весной.

Во второй части ("Меланхолия"), используется запись берегового жаворонка на две октавы ниже меланхолической мелодии у струнных.

В третьей части ("Перелётные лебеди"), алеаторическая инструментальная текстура сливается с криками улетающих лебедей. Заценим.

Концерт был создан по случаю присвоения композитору докторской степени. И Раутаваара не подвёл - сочинил музыку, насквозь пронизанную мистической атмосферой, сакральным духом Арктики и необычными звуковыми эффектами.

Спускаемся с небес под воду.

В 1970 году доктора Роджер Пейн и Скотт МакВей выпустили пластинку с записью вокализаций китов-горбачей "Песни горбатого кита". Релиз до сих пор имеет оглушительный успех, к 2008 году только в США было продано более 3 миллионов копий и около 10 миллионов по всему миру.

Сторона А пластинки
Сторона А пластинки

Вполне возможно, что под впечатлением именно от этого альбома создали свои феноменальные сочинения Джордж Крам ("Голос кита") и Джон Кейдж ("Литания о ките"). В данной публикации они меня не интересуют, так как в них используются традиционные инструменты и человеческий голос.

Знаете ли вы американского композитора Алана Хованесса? Не знаете.

А между тем общее количество сохранившихся сочинений композитора составляет более 500. Среди них - 67 симфоний.

Именно к нему обратился доктор Пейн с предложением написать для китов академическое сочинение. Так появилась фантазия для большого симфонического оркестра и фонограммы "And God Created Great Whales" ("И сотворил Бог рыб больших").

Хованесс использовал четыре фрагмента вокализации китов продолжительностью от 40 до 110 секунд. Структура фантазии выстроена таким образом, что китовые соло чередуются с оркестровыми фрагментами.

Произведение производит впечатление монументальности и величия за счёт богатой оркестровки и воспринимается на одном дыхании. Кандидат искусствоведения Наталья Атаевна Мятиева пишет:

Алеаторические фигурации, о которых композитор в нотах делает распоряжение, чтобы они были хаотичными и не совпадающими по времени у оркестрантов, создают не только интересный и точный звуковой эффект, но и являются визуальным выразительным средством. Рассинхронизированные движения смычков у струнников создают ощущения живой, вечно движущейся, покрытой рябью поверхности океана.

Думаю, этого достаточно, вектор понятен. Дополнительно приведу ещё несколько примеров для самостоятельного поиска и прослушивания.

Произведение 1969 года Эдисона Васильевича Денисова "Пение птиц", в котором игра музыкантов совмещается с электроникой и записанными голосами нескольких десятков видов пернатых, населяющих территорию СССР.

Канадский композитор Мишель Гонневиль в сочинении "Oiseaux Migrateurs" 1997 года накладывает записи птиц Квебека на четырёхканальный трек для сопрано и микротонального органа.

Симфония для оркестра и звуков дикой природа 2014 года британского композитора Ричарда Блэкфорда - The Great Animal Orchestra, написанная в содружестве с американским биоакустиком Берни Краузе.

Другие образцы зоомузыки упомянуты в статьях, использованных при подготовке данной публикации:

Мятиева Наталья Атаевна. Образ кита в музыке второй половины ХХ века;
Эмили Дулиттл. Сверчки в концертном зале: история животных в западной музыке.

А с меня осталась только традиционная несмешная байка:

Австрийский актёр театра и кино Фред Ливер также пользовался большим уважением как певец. Его ценили в образе графа Данило в "Весёлой вдове" Франца Легара, в роли Айзенштайна в "Летучей мыши" Иоганна Штрауса или в роли Петруччо в мюзикле "Поцелуй меня, Кэт" Коула Портера.
Обычно Фред пел дома, что вдохновляло его спаниеля, также обладавшего сильным голосом, с энтузиазмом ему подпевать. Пока однажды его жена не сказала:
- Фред, ты можешь идти на спектакль, собака спета на все сто процентов!

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.