6252 subscribers

Как успешный Менеджер Впечатлений стал жертвой самопиара

136 full reads

Существует изначально ложная идея, что "каждый человек талантлив, любое дело ему по плечу, надо только приложить усилия, чтобы раскрыть его способности".

Однако, без определённых врождённых задатков все усилия учителей, наставников или тренеров будут удручающе неэффективны.
Мой сегодняшний герой получил в подарок от родителей ayтocoмнo-дoминaнтнoe зaбoлeвaниe из группы наследственных пaтoлoгий coeдинитeльныx ткaнeй, вызывaeмыx мyтaциями гeнoв в 15-ой хрoмoсoмe, отвечающих за синтез гликопротеина фибриллина.

Бoлeзнь очень сильно отразилась на его внешнем облике. Он был высокого роста, худым и чрезвычайно бледным. Правая нога из-за вывихнyтой кoлeнной чaшeчки была кривой и длиннее левой. Левое плечо выше правого, грудь впaлaя - спина колесом. Чeрeп удлинён и сплюснут, на руках явные признаки aрaхнoдaктилии. И дeмoничeский взгляд.

Думаю, все уже догадались, что речь пойдёт о знаменитом композиторе и скрипаче-виртуозе Никколо Паганини. Кстати, причина его "демонического" взгляда была весьма тривиальной. О ней чуть ниже.

Как успешный Менеджер Впечатлений стал жертвой самопиара

Вопреки всему, Паганини в полной мере смог использовать свои физические недостатки для восхождения на трон скрипичного короля. Необычная внешность и манера поведения, замкнутость и отсутствие какой-либо информации о личной жизни неизбежно привело к появлению разного рода слухов и сплетен, которые музыкант развернул в свою сторону. Чёрный пиар - тоже пиар, и если домыслы уже существуют, то почему не обратить их в звонкую монету? Паганини был выдающимся антрепренёром. Для воздействия на публику он задействовал все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. По сути он стал первым в мире "Менеджером Впечатлений". Генрих Гейне свидетельствует:

Все взоры были обращены на сцену. Все уши приготовились слушать ... Наконец на сцене появилась тёмная фигура, словно вышедшая из преисподней. Это был Паганини в парадном чёрном одеянии, в чёрном фраке, чёрном жилете ужасающего покроя, какой, вероятно, предписывался адским этикетом при дворе Прозерпины. Чёрные панталоны робко лепились вокруг его костлявых ног. Длинные руки казались еще длиннее, когда, держа в одной руке скрипку, а в другой смычок, он опускал их чуть не до полу, отвешивая публике невообразимые поклоны. Когда тело его сгибалось под углом, в нём чувствовалось что-то до ужаса деревянное и вместе с тем бессмысленно-звериное.

Окончание цитаты смотрите в первоисточнике сами, ибо я опасаюсь бaнa от Дзeнa за шoкoвый кoнтeнт.

В музыке Паганини произвёл локальную революцию. Конечно, предпосылки изменений в скрипичном государстве назревали и накапливались давно, композитор мастерски их канализировал.

Портрет композитора, художник Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет композитора, художник Жан Огюст Доминик Энгр

Классическая итальянская школа толковала скрипку как мелодический инструмент, основываясь на ведении лежачего смычка, с преобладанием одноголосой фактуры сольных партий в средних и верхних регистрах. Паганини расширяет диапазон, задействуя низкий регистр. В его арсенале появляются приёмы глиссандо и контрастного противопоставления далёких регистров. Из народных традиций он смело берёт трактовку скрипки как прикладного инструмента связанного с танцем, отсюда - техники звукоподражания и обогащение тембровой палитры.

Паганини первый, кто начал играть, а не петь на скрипке. "Заточенные" под свои физические особенности произведения, композитор тщательно скрывал от посторонних, постепенно придавая им свойство эксклюзивности. Его Каприсы для скрипки соло в течение сорока лет после смерти считались неисполнимыми в принципе. Как тут не поверить в руку дьявола?

Пьетро Антонио Локателли
Пьетро Антонио Локателли

Одним из предтечей Паганини был яркий новатор скрипичной техники Пьетро Антонио Локателли, написавший 12 скрипичных концертов и 24 каприса для скрипки соло. Локателли делал струны у скрипки тоньше обычного, чтобы в полной мере использовать игру флажолетами и быстрыми пассажами. В руках Паганини оказались сокращённые нотации его записей, которые он успешно расшифровал.

Нельзя не вспомнить другого предшественника Паганини, также преуспевшего и в области музыкальной, и в части чёрного пиара. Это Джузеппе Тартини. О его знаменитых "Дьявольских трелях" на канале выходила статья. Ему принадлежит первенство в изобретении техник "летучего" стаккато, бариолажа и двойных нот.

Как успешный Менеджер Впечатлений стал жертвой самопиара

Создав вокруг себя ореол "дьявольщины", в конце жизненного пути Паганини в полной мере пожал плоды своей пиар-компании. Ну, не сам Паганини, а его тело. Тридцать шесть лет сын музыканта пытался его похоронить по католическому обряду. Церковь была начисто лишена чувства юмора: якобы заключённый договор с дьяволом уже достаточный повод обвинить подписанта в смертном грехе и отказать в погребении. Поди докажи, что причиной "демонического" взора Паганини были не шашни с Лукавым, а заурядный пoдвывиx xрycтaликa и cxoдящeecя кocoглaзиe - cимптoмы cиндрoмa Мapфaнa.

Ни в коей мере не принижая значение творчества Никколо Паганини для мировой музыки, следует отметить, что часть темы для своего 24-го каприса он "подслушал" в финальной части 22-го скрипичного концерта итальянского композитора Джованни Баттиста Виотти.

Традиционная несмешная байка будет в тему:

Английский король Георг Четвёртый согласился уплатить за выступление Паганини лишь половину требуемого им гонорара. Знаменитый скрипач разозлился:
- Его величество может послушать меня и за ещё меньшую сумму, если посетит один из моих публичных концертов!

Дорогие читатели, подписчики и авторы, мой каталог публикаций канала Океан между Нот абсолютно бесплатен. Сохраняйте, не стесняйтесь!