6267 subscribers

Классические ингредиенты "Богемской рапсодии"

740 full reads

Классику прогрессивной поп-музыки - композицию Bohemian Rhapsody британской группы Queen - одни считают изящной стилизацией, другие шутливой пародией. Но как монету не крути - номинал не изменится.

Название этой псевдо-оперы есть не что иное, как аллюзия, вероятнее всего, на произведение Джакомо Пуччини "Богема". Одноимённая опера на тот же сюжет Руджеро Леонкавалло не так известна. Правильный перевод не "Богемская", а "Богемная", т.е. неконвенциональная, эксцентричная, бросающая вызов основной части общества.

Фредди Меркьюри
Фредди Меркьюри

Слова в опере являются неизбежным злом, поэтому внятные либретто составляют подавляющее меньшинство, главное в опере - музыка. Меркьюри полностью реализует этот постулат в Bohemian Rhapsody, доводя его до высшей степени абсурда, представив абсолютно бессмысленный набор рифмованных клише.

Вторая часть рапсодии начинается словами "Мама, я только что убил человека", что является отсылкой к финальной арии молодого солдата Туридду из оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь":

Мама! Мама!
Вино, что пил, - отлично, но, кажется,
сегодня лишнего хватил я.
Пойду-ка прогуляться...
Но прежде вы меня благословите,
как в утро то, когда пошёл в солдаты.
И вот что, мама, выслушай!
Коль не вернуся я, в дом вы к себе
возьмите Санту, ведь я поклялся ей,
что я на ней женюсь ...

Гулял Турриду не долго и недалеко. Его зарезали на дуэли.

В четвёртой, собственно "оперной", части рапсодии Меркьюри даёт ключевые слова-ссылки на возможные музыкальные источники.

Скарамуш

Персонаж итальянской комедии масок может символизировать всю традиционную оперу-буффа в стилистике которой написана рапсодия. Яркие образцы таких опер созданы Вольфгангом Амадеем Моцартом и Джоаккино Россини. В качестве характерного примера приведу арию Лепорелло "Madamina, il catalogo è questo" из оперы "Дон Жуан" Моцарта.

Финский композитор Ян Сибелиус в 1913 году создаёт музыку к балету-пантомиме "Скарамуш" Пола Кнудсена. Герой балета, бродячий музыкант Скарамуш, своей игрой на скрипке увлекает за собой молодую жену богатого вельможи. Она покорно следует за ним, забыв о муже и чести. Осознав пагубность своего пристрастия, она закалывает Скарамуша. Однако, звуки его скрипки продолжают звучать у неё в голове, заставляя танцевать и терять рассудок.

Фортепианные пассажи в начале этой части рапсодии напоминают интонации пьесы для двух фортепиано французского композитора Дариуса Мийо, написанной в 1937 году. Называется сочинение "Скарамуш".

Галилео и Фигаро

Эти два имени надо рассматривать в связке. Имя "Галилео" повторяется пять раз как будто с разных сторон, разными по высоте голосами. Когда произносится слова "Фигаро" и "Magnifico" ("Великолепный"), всё встаёт на свои места. Это отсылка к известной каватине "Largo al factotum" из оперы Джоаккино Россини "Севильский цирюльник".

Фигаро!
Я здесь!
Эй, Фигаро!
Я там!
Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро здесь, Фигаро там,
Фигаро вверх, Фигаро вниз, Фигаро вверх, Фигаро вниз,
Сделано всё, от меня что зависимо,
И все довольны - вот я каков!
Вот я каков! Вот я каков! Вот я каков!
Ах, браво, Фигаро, браво, брависсимо,
Ах, браво, Фигаро, браво, брависсимо,
Много ль на свете подобных, подобных дельцов?
Много ль на свете подобных, подобных дельцов?
Первый любимец - вот я каков!

Во время исполнения каватины у Фигаро многократно возникает попевка:

La la la la la la la la la la!

У Queen это отражается в повторении слова "Bismil-la-h" три раза и семь раз слова "Нет" ближе к финалу части:

No, no, no, no, no, no, no.

Вельзевул

Появление имени главы демонов в песне может быть интерпретировано как некий символ злых сил, проявляющихся в ускорении темпа, хроматических пассажах и использовании тритона ("дьявольского интервала").

Заключительную фразу "for me, for me, for me" барабанщик Роджер Тейлор поёт фальцетом, вызывая ассоциации с Тринадцатым каприсом Никколо Паганини, получившим подзагловок "Смех дьявола".

Профессор Корнеллского университета Джудит Перайно, комментируя Bohemian Rhapsody отмечает:

Меркьюри хотел создать фальшивку, имитацию, что-то выходящее за обычные рамки рок-песен, для этого он следует определённой драматической логике: совмещённые хоровые партии чередуются с сольными выступлениями, эмоции чрезмерны, сюжет запутан.

Таким образом, Bohemian Rhapsody представляет из себя искромётную пародию. И не только на классическую оперу, но и на тогдашних монстров прогрессивной рок-музыки, таких как Jethro Tull, Genesis, Emerson, Lake & Palmer.

При подготовке публикации использовалась статья Iliana Velescu. Classical influences in Freddie Mercury's music.

Традиционная несмешная байка:

Несмотря на всю остроту своего языка, Джоаккино Россини по меньшей мере один раз остался безмолвным.
В 1856 году он зашёл в музыкальный магазин в Париже и наткнулся на
Франсуа Фетиса, знаменитого французского ученого.
- Возможно ли всё это изучить, cher, Фетис?, - спросил Россини, указывая на "Трактат о контрапункте и фуге" Фетиса, лежавший на прилавке.
- Вовсе нет, - ответил Фетис, - и вы являетесь живым доказательством противоположного.

Каталог публикаций канала

Благодарю всех за лайки, подписку, репосты и комментарии.