6259 subscribers

Кто был настоящим Властелином кольца

259 full reads

Сто сорок четыре года назад в эти августовские дни (13 - 17) в баварском городке Байройт произошли события до сих пор влияющие на три самые важные стороны культурной жизни человека: музыку, литературу и кинематограф.

Постановкой тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" был торжественно открыт уникальный Байрёитский театр, был дан старт одноимённому фестивалю и ... начата эпоха Вагнера, которая длится до сих пор.

Композиторские оперные приёмы Вагнера оглушили весь музыкальный мир. Как бы не сопротивлялись критики его техники письма и противники его инноваций, популярность музыки композитора сокрушила их, как воды Рейна сносят все препятствия на своём пути во время половодья.

Антон Брукнер боготворил Мастера, Пётр Ильич Чайковский находился под сильным влиянием его музыки, множество композиторов просто подражали ему.

Первое в мире литературное произведение в жанре фэнтези - "Властелин колец" Джона Р. Р. Толкина - было создано под впечатлением вагнеровской эпопеи.

Вагнер и Толкин. Изображение с сайта Deliandiver.org
Вагнер и Толкин. Изображение с сайта Deliandiver.org

Идея Кольца Всевластья принадлежит Рихарду Вагнеру.

Толкин усиленно отшучивался, мол у Кольца Саурона и Кольца нибелунга лишь одно сходство - оба круглые. Признался - сразу бы легче стало. Речь ведь не идёт о заимствовании или плагиате. Тут другое.

Например, новозаветной историей о приключениях Иисуса из Назарета вдохновлялись тысячи творцов: художники, поэты, композиторы, режиссёры.

"Кольцо нибелунга" Рихарда Вагнера - Новейший Завет - источник вдохновения. Не надо стесняться такого источника.

Цикл Вагнера начинается с пролога - "Золото Рейна", у Толкина это соответствует повести "Хоббит".

Оперы Вагнера: "Валькирия" - "Зигфрид" - "Гибель богов".
Части эпопеи Толкина: "
Братство кольца" - "Две твердыни" - "Возвращение короля".

Продолжительность тетралогии Вагнера составляет порядка 15 часов, представления даются несколько вечеров подряд. Кинотрилогия Питера Джексона "Властелин колец" в сумме с растянутым до неприличия "Хоббитом" идёт более 18 часов.

Ещё пара параллелей.

У Вагнера Фафнер из-за кольца убивает своего брата Фазольта и превращается в дракона. Толкиновский герой Смеагол отправляет на тот свет кузена Деагола, и постепенно становится мерзким Голлумом.

Оба автора огромную роль в повествовании отводят Огню.

У Толкина в огненном жерле Ородруина рождается, и в нём же гибнет, Кольцо Всевластья. Противник Гэндальфа - демон Барлог - окутывает себя огнём и вооружён огненными бичами. Всевидящее Око Саурона представляет из себя огненный глаз.

Вагнеровские герои сталкиваются с огнём постоянно. Бог огня Логе помогает Вотану окружить уснувшую Брунгильду стеной из пламени.

В жарком горне кузни карлика Миме молодой Зигфрид выковывает легендарный меч Нотунг из его старых обломков.

Кстати, у Толкина мечи также имеют собственные имена, а меч Нарсил, вернее его остатки, были перекованы эльфами Ривенделла в новый меч - Андурил.

Брунгильда вместе с кольцом бросается в огонь на похоронах Зигфрида.
В финальном костре вообще погибают все.

Канадский композитор Говард Шор создал для кинематографического воплощения толкиновской эпопеи многочасовую партитуру, в которой в полной мере реализовал главное изобретение Рихарда Вагнера - сложнейшую систему лейтмотивов.

Музыковед Дуг Адамс идентифицировал у него около ста лейтмотивов, характеризующих все стороны жизни персонажей эпопеи: их чувства и переживания, окружающие предметы, пейзажи, встречи с монстрами и так далее. Мордор, Изенгард, Гондор - всё нашло музыкальное воплощение. Вот, например, как звучит тема Кольца Всевластья.

Эта минорная мелодия появляется во всех фильмах, олицетворяя историю кольца и переход его от одного героя к другому. Чистой воды вагнерианство.

Таким образом, кольцо придуманное Вагнером в XIX веке, дало литературный отклик в веке XX-ом и киноэкранный отблеск с музыкальным отзвуком в XXI-ом.

Традиционная несмешная байка на своё месте:

Темпераментную рыжеволосую сопрано Любу Велич из-за её чувственного голоса и экстравагантного внешнего вида называли "болгарской бомбой". Когда она приехала в Нью-Йорк, чтобы спеть Саломею, к ней приставили молодого помощника директора театра.
Думая максимально угодить певице, он повёз её на такси в гостиницу через все городские достопримечательности и всю поездку без умолку рассказывал о них. Когда он полностью вымотался и наконец умолк, Белич ему сказала:
- Молодой человек, поверьте, я приехала в Нью-Йорк только из-за трёх вещей: музыка, деньги и мужчины!

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.