6259 subscribers

Кто сочинил Марсельезу?

238 full reads

Все знают национальный гимн Франции - воинственную и кровожадную "Марсельезу". Песня была написана военным инженером Клодом Руже де Лилем в 1792 году. Тогда она называлась несколько длиннее: "Chant de guerre pour l'Armée du Rhin" ("Боевая песня для Рейнской армии").

После того, как будущий генерал наполеоновской войск Франсуа Мире спел эту песню на патриотическом собрании в Марселе, её сделали походной для добровольческого батальона и выдвинулись на Париж. Французским государственным гимном "Марсельеза" стала 14 июля 1795 года.

Фрагмент барельефа "Марсельеза"
Фрагмент барельефа "Марсельеза"

К словам вопросов нет, скорее всего, де Лиль придумал их сам. Рассмотрим музыку. Существует несколько версий откуда он её взял для своей песни.

UN

Музыкальным источником мог стать фрагмент оратории "Эстер" французского органиста и композитора Жана Батиста Люсьен Гризона, созданной в 1787 году на церковном органе Собора Нотр-Дам Сен-Омер. В основе оратории - Книга Есфири, входящей в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета.

DEUX

Некоторое сходство с мотивом "Марсельезы" имеет маршеобразная тема из первой части (allegro maestoso) Концерта для фортепиано с оркестром № 25 до мажор (К. 503) Вольфганга Амадея Моцарта, завершённого композитором 4 декабря 1786 года. Первая часть концерта сама по себе восхитительна, она пропитана симфонизмом и построена по традиционной сонатной форме.

TROIS

Практически стопроцентное сходство с французским гимном имеет так называемая "Тема и вариации в до мажоре", написанная итальянским скрипачом-виртуозом и композитором Джованни Баттиста Виотти.
И это очень подозрительно. Год сочинения указывается 1781, что вызывает сомнения у определённой части музыковедов.

Дело в том, что в прилагаемом буклете к компакт-диску фирмы Decca 2013 года с записью этого сочинения скрипачом Гвидо Римонда с ансамблем Camerata Ducale, воспроизводится только первая страница рукописи. Подпись Виотти в правом верхнем углу может быть подлинной, но слова "2 марта 1781 г." вписаны другой рукой. Вполне возможно, что композитор написал свои вариации на знаменитую революционную тему в 90-х годах восемнадцатого века, но кто-то намеренно "состарил" рукопись, "отправив" её на десятилетие в прошлое. Легендами музыкальный мир не удивишь, тем более, что "Марсельеза" уже становилась участницей одной занятной мистификации.

Фото рукописи Виотти в Интернете мне найти не удалось.

И по поводу номера 1 у меня тоже très gros doutes.

Что достоверно, так это включение мелодии "Марсельезы" другими композиторами в свои произведения в качестве знака (символа) революционности и борьбы, или самой Франции.

У Людвига ван Бетховена во второй части Пятой симфонии до минор варьируемая тема имеет сходство с "Марсельезой". Оцените.

Пётр Ильич Чайковский использует "Марсельезу" в качестве мотива "нашествия", противоборствующего русскому мелодизму в Торжественной увертюре "1812 год". В грандиозно-патриотическом финале увертюры её уверено, но не без божьей помощи, побеждают православная молитва и российский гимн. Просто раскатывают по нотам.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович в своём фирменном гротескном ключе цитирует "Марсельезу" в сюите из музыки к немому фильму 1929 года "Новый Вавилон". Здесь она контрапунктирует с другим французским символом - "Адским галопом" из оперы Жака Оффенбаха "Орфей в аду".

На сегодня всё. По традиции несмешная байка:

Когда альтист и участник Квартета имени Бетховена Фёдор Серафимович Дружинин впервые получал свой гонорар за участие в премьерах Девятого и Десятого квартетов Дмитрия Шостаковича, он был немало изумлён и сильно огорчён. Сумма к выдаче составила - 4 рубля 56 копеек. Увидев его реакцию, виолончелист ансамбля Сергей Петрович Ширинский с иронией заметил:
- Федечка, ты должен радоваться, что играешь хорошую музыку с неплохими музыкантами и получаешь за это ещё какие-то деньги!
Поверь, скоро настанет время, когда за право играть хорошую музыку тебе придётся приплачивать самому!

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!