6252 subscribers

Лунная соната Вольфганга Амадея Моцарта

614 full reads

В заголовке нет никакой ошибки. Сейчас докажу.

Свою фортепианную сонату № 14 до-диез минор Людвиг ван Бетховен абсолютно честно сопроводил подзаголовком "quasi una Fantasia" ("вроде бы как фантазия"). Он, как никто другой, понимал, что формальным сонатным принципам отвечает только финальная третья часть сочинения.

Но дело в том, что и третья, а тем более вторая части бетховенской пьесы подавляющему большинству слушателей попросту неизвестны. Неприличную популярность приобрела лишь первая часть - та самая музыка "смертельного уныния", по меткому замечанию композитора Александра Николаевича Серова.

Музыкальный критик и писатель Людвиг Рельштаб в новелле "Теодор. Музыкальный очерк" оставил для потомков своё подробное описание:

Я не стою фальшивой квинты, если забуду Адажио из Фантазии до-диез минор. В сумерках озеро тихо покоится под светом луны; волна глухо ударяется о тёмный берег; мрачные лесистые горы поднимаются и отделяют эту священную область от мира; лебеди движутся по воде с шепчущим шелестом, как духи, и Эолова арфа загадочно извергает из руин свои жалобы на тоску, одинокую любовь. Тишина. Спокойной ночи!

С тех самых пор первая часть бетховенской сонаты получило своё прозвище - "Лунная".

На самом деле композитор этой музыкой рассказывает не о Луне и любовных переживаниях, а о смерти.

Во-первых, тональность до-диез минор имеет в ключе четыре диеза (повышение на полтона). На немецком "Диез" - "Kreuz" - "Крест". Само изображение знака альтерации похоже на крест.

Лунная соната Вольфганга Амадея Моцарта

Четыре диеза - четыре креста.

Во-вторых, как указывает кандидат искусствоведения Ольга Хвоина, мотив Креста из музыкальных традиций барокко вплетён в мелодию в виде "четырёх тесно сопряжённых, словно перекрещенных звуков, произнесённых дважды как напряжённое восклицание и подчёркнутых диссонансом в сопровождении".

В-третьих, мелодия. Или скорее иллюзия мелодии, гаснущее сознание, скованное узким диапазоном. Первые три одинаковые ноты повторяются дважды, формируя мерную поступь похоронного марша.

Странное дело, но когда мы вспоминаем как звучит "Лунная соната" у нас в голове возникает не мелодия, а аккомпанемент. Настойчивые триоли не прерываются до самого финала.

Эти триоли взяты Бетховеном из сцены смерти Командора в первом акте оперы Моцарта "Дон Жуан". Командор пытается защитить честь своей дочери донны Анны, бросается на Дон Жуана со шпагой и погибает в поединке.

В терцете Командора, Дон Жуана и его слуги Лепорелло каждый поёт о своём.

Остинатные триоли, изображающие в опере как пульсирующую боль раненного Командора, так и страдания "трёх тысяч" брошенных Дон Жуаном женщин, Бетховен проецирует на свою собственную проблему - потерю слуха и связанные с этим необратимым процессом мысли об уходе из жизни, так подробно расписанные буквально через год в "Гейлигенштадтском завещании".

И как Моцарт побеждает своего внутреннего Дон Жуана - символ сиюминутных удовольствий и антагонизма творчества, так и Бетховен, пройдя сквозь самокопание (вторая часть сонаты) возвышается над своим недугом в финале.

Первая часть фортепианной сонаты № 14 до-диез минор - это музыкальный мемориал в честь Вольфганга Амадея Моцарта.

Всем, кто заинтересовался этой историей, хочу порекомендовать замечательное исследование Пьера Бодри "The truth about Beethoven’s so-called "Moonlight Sonata" ("Правда о так называемой "Лунной сонате" Бетховена") или статью Ольги Хвоиной "Как слушать Лунную сонату". Их материалы легли в основу данной публикации.

На канале уже выходили статьи, так или иначе посвящённые "Лунной сонате", например:

Нудная Лунная

Знакомьтесь, мой кумир - Людвиг Рельштаб - человек, придумавший Лунную сонату

Лунная связь: Бетховен, Леннон, Шостакович

Ссылки на них вы легко найдёте в Каталоге всех статей, нарративов и видео.

А мне осталось поведать традиционную несмешную байку:

Американского дирижера Леопольда Стоковского как-то спросили мнение об игре одной маленькой, но уже якобы подающей большие надежды, девочки.
- Ваша девочка, - сказал Стоковский родителям, - играет по библейским заветам.
- Вы считаете её талантливой? - восторженно воскликнула мать.
- Напротив, - ответил дирижёр, - я только хочу сказать, что её левая рука не знает что делает правая.

Понравилась статья?

С огромным нетерпением жду ваших лойсов, репостов в ОК, ВК, FB и TG, а также неординарных комментариев и материальной поддержки.