6252 subscribers

Музыка из телевизора. Классика в заставках

1,6k full reads

Довольно часто классику используют в качестве функциональной музыки или заурядного фона, а появление в нашей жизни телевидения добавило классическим сочинениям ещё одно свойство - утилитарность. Речь пойдёт о музыкальных заставках в телевизионных программах прошлого и настоящего.

ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Заставка программы "Человек и закон"
Заставка программы "Человек и закон"

С 1996 года основной музыкальной темой программы стала Токката ре минор (BWV 565) Иоганна Себастьяна Баха в различных обработках. Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими пассажами и секвенциями. Напряжение первых аккордов, как круги от брошенного в воду камня, мощным движением охватывают всё звуковое пространство. Немыслимый патетический накал превращает сравнительно небольшое произведение в нечто могучее и необъятное.

ВРЕМЯ

Заставка программы "Время"
Заставка программы "Время"

С незапамятных времён, с большими и не очень перерывами, в качестве звуковой заставки программы выступает шестая часть (allegro vivace) оркестровой сюиты "Время, вперёд!" Георгия Васильевича Свиридова. Сюита создана на основе музыки к кинофильму Михаила Абрамовича Швейцера с одноимённым названием.

Для изображения безостановочного движения огромного механизма предусмотрен тройной оркестровый состав с фортепиано и расширенной группой ударных. Пьеса начинается без вступления, резко, как удар молота по наковальне. Заданный остинатный энергичный ритм не останавливается на протяжении всего произведения. Партия фортепиано звучит как ударный инструмент. Фанфары трубы провозглашают победу.

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Заставка программы "Что? Где? Когда?"
Заставка программы "Что? Где? Когда?"

Чемпион по количеству использованной классики, что вполне логично для интеллектуального клуба. Начинает программу мощный и напористый лирико-драматический тенор Владимира Атлантова, поющего первую фразу арии Германа "Что наша жизнь? Игра!" из оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама".

Другая ария из той же оперы, звучала лет десять во время раскладывания писем на игровом столе. Это песенка Графини "Je crains de lui parler la nuit". Чайковский здесь цитирует арию Лоретты из оперы Андре Гретри "Ричард Львиное Сердце".

В основной теме заставки программы провозглашается "Восход" - первая часть симфонической поэмы Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра" (1896 год). Гений композитора создал для потомков универсальное вступление. Алекс Росс пишет:

Пассаж набирает вселенскую силу по самым естественным звуковым законам. Если тронуть струну, настроенную на нижнее до, а затем тронуть её ещё раз, но наполовину прижав, тон окажется следующим до. Это октава. Дальше появляются другие интервалы – квинта (до-соль), кварта (соль-до) и большая терция (до-ми). Это нижние шаги натуральных гармонических, или обертоновых, рядов, которые мерцают, словно радуга, на каждой вибрирующей струне. Именно они появляются в начале “Заратустры” и создают сияющий до-мажорный аккорд.

В финале игры нидерландская прогрессив-рок-группа Ekseption представляет транскрипцию симфонической поэмы Камиля Сен-Санса "Пляска смерти" (Danse macabre). В 1873 году композитор обратил внимание на стихотворение поэта и врача Анри Казалиса, носившего иронический заголовок "Равенство, братство". Стихотворение описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под аккомпанемент скрипки Смерти. Сен-Санс воплотил это инфернальное party в музыке, наполнив произведение изобретательными звуковыми эффектами, чего только стоит стук костей изображаемый ксилофоном! А те, кто дослушает до конца, смогут оценить, как гобой в полной тишине имитирует петушиный крик.

ВОКЗАЛ МЕЧТЫ

Заставка программы "Вокзал мечты"
Заставка программы "Вокзал мечты"

Авторская программа альтиста и дирижёра Юрия Абрамовича Башмета выходила на разных каналах в течении длительного периода. В качестве заставки используется фрагмент второй части Альтового концерта Альфреда Гарриевича Шнитке. Такое решение принял сам Башмет, когда услышал, как эту мелодию "подкладывают" под "новости со слезой". На самом деле замысел Шнитке состоял в "обнажении уродства через чрезмерную красоту".

Во второй части альтового концерта мы наблюдаем как альт - главное действующее лицо, герой сочинения - соревнуется и в какой-то степени жёстко противостоит как всему оркестру, так и группам, и отдельным инструментам. Это символизирует борьбу человека с внешним миром. С разного рода препятствиями, соблазнами, ленью. В какой-то момент наступает усталость.

Сначала флейта, а затем кларнет "подсказывают" альту идею позитивного взгляда на мир. И альт начинает "притворяться" добрым. Звучащая тема полна патоки и елея. Альт хочет быть хорошим для всех, выглядеть позитивным и успешным. Всё больше и больше он погружается в иллюзию "розового мира", где всё замечательно и сладко, где нет предательства и лжи. Уровень сахара в музыке зашкаливает.

Но от реальности пустыми измышлениями и эмоциональным самоуспокоением не уйти. Действительность прорывается в грёзы альта партией флексатона и в конце концов всё возвращается на "круги своя". Борьба продолжается.

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Заставка программы "В мире животных"
Заставка программы "В мире животных"

Популярная телевизионная программа более тридцати лет выходила с мультипликационным видеорядом на музыку аргентинского композитора Ариэля Рамиреса из кантаты для хора "Navidad Nuestra" (Рождество Господне) 1964 года. Конкретно использована музыка из десятой части кантаты La peregrinaciоn (Паломничество), в которой повествуется о тяжёлом путешествии Марии и Иосифа "через горы, селенья, поля, по долам, по заросшим крапивой местам ... "

A la huella, a la huella, Jose y Maria, por las pampas heladas, cardos y hortigas.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Заставка программы "Международная панорама"
Заставка программы "Международная панорама"

В подводках программы использована композиция "Vibrations" американской группы The Ventures с альбома "Super Psychedelics" 1967 года. Позже этот мотив был включён группой "Смысловые галлюцинации" в песню "Розовые очки". И это не классическая музыка, признаю. Но ради обожаемого мной композитора эта группа попадает в этот обзор.

Зародившийся в начале 60-х годов прошлого века сёрф-рок представлял собой гремучую смесь рок-н-ролла, ритм-н-блюза и вокальных попсовых партий. Легкоузнаваемым это направление музыки делал особый звук у гитар - реверберация. В композиции "Rap City" с альбома "Walk Don't Run. Volume 2" 1963 года мы слышим одну из самых известных мелодий Иоганнеса Брамса - Венгерский танец № 5.

Общение с искусством посредством телевизионных заставок отменяет необходимость минимальной настроенности на восприятие классической музыки. По этому поводу процитирую Сергея Васильевича Рахманинова. Слова, сказанные им в адрес радио в той же степени относятся и к телевидению:

... чтобы воспринимать хорошую музыку, нужно быть интеллектуально настороженным и эмоционально восприимчивым. Вы не можете быть таким, когда сидите дома, положив ноги на спинку стула.

И по традиции несмешная байка:

После смерти Карузо его импресарио стал искать замену великому певцу. Выслушав одного юношу, он воскликнул:
- А вы, сеньор, вполне могли бы заменить покойного Энрико!
- Вы так думаете? - спросил поражённый юноша.
- Да, если бы умерли вместо него.

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.