6267 subscribers

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

314 full reads

Казалось бы, профессия музыканта не предполагает смертельных производственных рисков, однако ... Memento mori.

Как бы ни банально звучала фраза "дело всей жизни", лучший способ определить насколько искренен человек её произносящий, это спросить у него: готов ли он умереть во время занятия делом всей своей жизни?

Джузеппе Синополи

Итальянский композитор и дирижёр. Один из самых интересных и неоднозначных музыкальных деятелей своего поколения. Как композитор он работал до начала 80-х годов ХХ века. Писал в основном в серийной технике, следуя проторенной дорогой Дармштадта. Некоторые его сочинения можно найти в сети.

Самым известным произведением Синополи считается опера "Лу Саломе", первая и последняя постановка которой состоялась в Мюнхене 10 мая 1981 года. После этого композитор запретил её ставить, обещав доработать.

В основе либретто - взаимоотношения экстравагантной русско-немецкой писательницы и психоаналитика Луизы Густавовны фон Саломе с двумя выдающимися интеллектуалами той эпохи - Фридрихом Ницше и Райнером Рильке. Кстати, именно под её влиянием поэт сменил своё имя "Рене" на "Райнер".

Основной деятельностью Синополи становится дирижирование.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Своими весьма противоречивыми интерпретациями опер итальянских композиторов он вызывал неоднозначную реакцию критики и публики. Его одновременно любили и ненавидели.

Основной специализацией Синополи была музыка, созданная на переломе веков: от Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса до нововенцев. Ему принадлежит запись всех симфоний Густава Малера на Deutsche Grammophon.

Его манера дирижирования была предметом многочисленных споров, особенно в симфоническом жанре. И как всегда, одни ругали его за эксцентричность, другие восхваляли проницательность интеллектуального подхода к музыке.

Джузеппе Синополи умер от сердечного приступа, дирижируя "Аидой" Джузеппе Верди в Берлине 20 апреля 2001 года. Во время перерыва он пожаловался на недомогание, но всё-таки решил продолжить выступление. В финале третьего акта Синополи упал в оркестровую яму.

Феликс Мотль

Австрийский дирижёр, один из самых искусных интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера. Уже в возрасте 20 лет принял активное участие в подготовке Байрёйтского фестиваля в качестве ассистента Ганса Рихтера.

Он первый принёс "Парсифаль" на американский континент, продирижировав премьерой 1903 года в Метрополитан-Опера.

21 июня 1911 года Мотль перенёс инфаркт во время сотого исполнения оперы Вагнера "Тристан и Изольда". Это случилось во втором акте.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Опера "Тристан и Изольда" является величайшим из гимнов, прославляющих любовь. Одиннадцать дней дирижёр провёл на больничной койке. Прямо в клинике он женился на своей давней подруге - сопрано Зденке Фассбендер. И только смерть разлучила их.

Йозеф Кайльберт

Удивительный факт, но этот немецкий дирижёр тоже умер, потеряв сознания во время постановки "Тристана и Изольды".

И это также произошло в Мюнхене - 20 июля 1968 года.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Кейльберт был силён не только в вагнеровском репертуаре, под его руководством исполнялась музыка поздних немецких классиков, таких как: Антон Брукнер, Макс Регер и Пауль Хиндемит.

Джузеппе Патане

И вновь Мюнхен. Национальный театр.

29 июня 1989 года. Постановка ... нет, не "Тристана", это было бы слишком.

Давали "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини. Патане стоял за дирижёрским пультом и упал в обморок. Его срочно повезли в больницу, но не успели - сердечный приступ.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Эдуард ван Бейнум

Голландский дирижёр.

13 апреля 1959 года репетировал в Амстердаме Первую симфонию Иоганнеса Брамса. За четыре недели до этого он перенёс лёгкое сердечное заболевание и врачи только недавно разрешили ему дирижировать.

На репетиции рядом с ним находился его сын Бартоломей, скрипач оркестра. Как только были сыграны первые такты, Бейнум остановился:
- Спасибо, дамы и господа, - начал он, а затем внезапно закричал:
- Барт, Барт ...
и безжизненно рухнул на кафедру.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Четыре европейские страны удостоили дирижёра особых почестей и наград в знак признания его способностей и вклада в интерпретацию симфонической музыки.

Исраэль Йинон

Последнее имя в этом скорбном списке. Израильский дирижёр много выступавший в качестве приглашённого артиста с разными оркестрами, включая Иерусалимский симфонический оркестр, Лондонский королевский  филармонический оркестр и Венский симфонический оркестр.

Его специализацией были произведения композиторов, запрещённые во времена Третьего рейха.

Нет ничего трагичного в том, чтобы умереть, занимаясь любимым делом

Йинон потерял сознание и умер во время концерта в швейцарском городе Люцерн поздно вечером 29 января 2015 года. Оркестр Junge Philharmonie Zentralschweiz играл "Альпийскую симфонию" Рихарда Штрауса

Когда дирижёр оказался на полу, волонтеры немедленно бросились делать ему искусственное дыхание. Публика покинула зал после того, как стало ясно, что Йинон получил серьёзную травму. 

Местные СМИ предполагают, что травма головы, полученная в результате падения, могла быть одной из причин смерти дирижёра.

Традиционная несмешная байка:

На репетиции "Домашней симфонии" Рихарда Штрауса к композитору подошли валторнисты оркестра, жалуясь на невозможность исполнения одного фрагмента из его произведения.
Невзирая на это, Штраус сказал:
- Расслабьтесь, оставьте его. Если вы не сможете сыграть, это сделают ваши преемники!

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.